— Для большинства обывателей ваша служба занимается исполнением решений судов. Есть ли у нее еще какие-то функции?
— До 1999 года исполнители работали в структуре судов. Так что наша служба относительно молодая, и ее становление проходило не так просто. Сегодня у государственных исполнителей широкие полномочия. Мы занимаемся не только исполнением судебных решений, но и принудительным взысканием штрафов ГАИ, СЭС, ГАСК, пожнадзора, экологии, административных комиссий, милиции и других государственных служб. За последние годы наметилась тенденция к росту административных нарушений, да и судебных решений становится больше. Только в прошлом году у нас на исполнении находилось около 24500 производств. За год было завершено примерно 16 тысяч производств. В бюджет принудительно взыскано 7 миллионов 200 тысяч гривен. И вся нагрузка лежит на 17 исполнителях.
— Многовато. А какие-то нормы на одного сотрудника есть?
—Согласен. Объемы большие, но никаких норм нет. Законом оговорены только сроки исполнения — полгода. Неимущественные решения, например, выселение, исполняются за два месяца. В последнее время городские предприятия начали активно работать с должниками за тепло, свет, воду. К сожалению, у злостных должников за коммунальные услуги и квартплату нет возможности платить. Имущества у таких должников тоже нет, и решения по взысканию вынужденно остаются без исполнения. Но время на каждое такое производство исполнителем тратится.
— Можете назвать самую большую задолженность, которую вам удалось взыскать в Ялте с одного человека?
— В прошлом году с должника было взыскано 1,5 миллиона гривен.
— Не платил за квартиру?
— Нет. Он не погасил кредит в банке. Кстати, после кризиса таких производств в Ялте стало больше. Ипотека, кредиты, займы. Люди берут деньги в финансовых учреждениях на квартиру, автомобиль или развитие бизнеса, а потом не могут их своевременно вернуть. По долгам исполнитель сначала высылает постановление об открытии производства, потом повестку, лишь потом налагает арест на имущество. Это крайняя мера, но иногда приходится к ней прибегать. Зачастую доходит и до принудительной реализации имущества неплательщиков. Возможны и иные меры принудительного воздействия по отношению должника. Какие? Да вплоть до инициирования вопроса о возбуждении уголовного дела. Также исполнитель может ставить перед судом вопрос об ограничении должнику права выезда за пределы Украины, применять штрафные санкции и.т.д.
— А как ялтинцы оплачивают штрафы?
— Правовая культура наших граждан оставляет желать лучшего. К примеру, штрафы ГАИ добровольно оплачивает не более 20 процентов. Но принудительное взыскание по штрафам у нас в отделе высокое. Как правило, достаточно выслать должнику предупреждение и он сразу идет платить. Я хочу напомнить ялтинцам, что квитанцию об оплате штрафа надо предъявить нам в ОГИС, чтобы мы зафиксировали факт оплаты. За день на счета госказначейства поступают тысячи платежей. Отследить, что гражданин Иванов оплатил штраф исполнителю, нереально без платежных документов. Получается следующее — данные на должника подают нам. Исполнитель открывает производство и только потом выясняется, что штраф оплачен. Мы теряем время, а человек проходит не совсем приятную процедуру.
— Пенсионеры с решениями судов по перерасчету пенсий едут в Симферополь, а не к вам. Почему?
— Если сумма долга превышает 3 миллиона гривен или решение суда касается государственных структур, а Пенсионный фонд Украины у нас государственный, то таким производством занимается отдел принудительного исполнения решений. Он находится в Симферополе. Это не прихоть, а норма закона. При долге свыше 10 миллионов гривен взысканием занимается специальный отдел в Киеве.
— Вы работаете в исполнительной службе 10 лет. Прошли все должности от исполнителя до начальника отдела. Бывали в вашей практике какие-то смешные или курьезные случаи?
— Смешного в нашей работе мало. Скорее, наоборот. Хотя был случай, когда мы с коллегой обходили должников в своем районе. Товарищ пошел звонить в дверь и начал общаться с сожительницей должника. Я остался на улице и вижу, как с третьего этажа по связанным простыням из окна спускается мужчина. Он ранее был судим и, перепутав госисполнителя с милицией, по старой привычке решил бежать. А долг у него был, как сейчас помню, за квартплату.
— Что бы вы пожелали ялтинцам?
— Люди должны соблюдать законы и понимать неотвратимость наказания. Лучше добровольно погасить долг до вмешательства нашей службы. Когда к вам приходит госисполнитель, во-первых, это неприятная процедура, а во-вторых, это, на мой взгляд, наносит ущерб репутации человека.