— Последний раз тарифы на квартплату в Ливадии поднимались в январе 2007 года. За этот период значительно поднялись цены на энергоносители, горюче-смазочные материалы, на строительные материалы, которыми мы проводим текущий ремонт, выросла минимальная заработная плата. Мы вынуждены были поднять так называемую квартплату, хотя правильно она называется «содержание жилых домов, сооружений и придомовой территории». При этом мы подошли к каждому дому индивидуально, а не как раньше, огульно брали всех подряд.
Раньше квартплата в неблагоустроенных домах составляла 58,8 копейки. При этом не брали во внимание, есть ли там освещение мест общего пользования, есть ли придомовая территория. Сейчас мы подошли к каждому дому индивидуально. Если есть места общего пользования – это один тариф, нет – эту услугу мы не учитывали. Есть придомовая территория, ее убирают — один тариф, нет – жильцы за эту услугу не платят. Например, в поселке Высокогорный дома приусадебного типа — там не заложен дворник. Поэтому там даже произошло снижение тарифов на 10 копеек — это неблагоустроенные дома без освещения мест общего пользования, без придомовой территории. Там раньше тариф был 58,8 копейки, а стал 48 копеек. В благоустроенных домах произошел рост тарифа.
Утвержденный объем квартплаты составляет 18% от общего объема расходов на содержание жилых домов, сооружений и придомовой территории, 82% расходов дотируется из средств местного бюджета Ливадийского поссовета.
— Сколько у вас на балансе жилого фонда?
— 93 жилых дома общей площадью 69 тысяч квадратных метров. Из них благоустроенных с лифтами – 6 домов, 29 домов благоустроенных без лифтов, 58 – частично благоустроенные или неблагоустроенные.
—Почему в Ялте потребители отдельно заключают договор на вывоз мусора, а у вас эта услуга включена в квартплату?
— Согласно постановлению вывоз мусора может быть заложен в квартплате, но Ялта вывела эту статью расходов – квартплата отдельно, а вывоз мусора – отдельно. И они выставляют оплату за вывоз мусора по количеству жильцов, прописанных в квартире. Ялта вывела оплату мусора из квартплаты, потому что у них большой дефицит бюджета. Слава богу, у нас в Ливадийском поссовете бюджет хороший. Депутаты и лично голова Ливадии Сергей Рубан пошли на такие траты – из бюджета поселка нам компенсируют вывоз мусора. Город не может себе позволить это. Сейчас мы проводим тендерную процедуру на вывоз ТБО с фирмой «Альтфатер». Это делается для того, чтобы облегчить квартиросъемщикам оплату. Политика Ливадийского поссовета, исполкома и депутатов – работать на благо народа, избирателей и уменьшить нагрузку на них. Бюджет пока позволяет это делать.
—После повышения люди будут платить исправно или будут говорить, что это дорого?
—На мой взгляд, будут платить, потому что качество обслуживания КП ЖЭО «Ливадия» на голову выше, чем по Большой Ялте. Это я говорю со всей ответственностью. У меня круглосуточно работает техническая служба, которая принимает заявки как в письменном, так и в устном виде в любое время дня и ночи. У всех председателей домовых комитетов имеется мой мобильный телефон, он включен круглосуточно. В крайнем случае, они могут найти своего депутата, а депутат меня точно найдет. И мы сразу принимаем меры по устранению аварийных ситуаций.
—А часто бывает, что вам звонят вечером или на выходные?
— Редко. Потому что мы работаем на опережение, не оставляем аварийные ситуации на потом. Жилфонд Ливадии в хорошем состоянии.
—Но ведь наверняка есть проблемные дома с текущими крышами или аварийной канализацией?
—Я хочу сказать, что ежегодно поселковый совет порядка трех миллионов гривен выделяет на проведение капитальных ремонтов жилого фонда. В этом году мы заканчиваем капремонт всех предаварийных кровель. Мы уже пошли от центра Ливадии на окраины, в поселки. Крыш аварийных у нас в ЖЭО нет. Мы начали сейчас делать фасады. По центру осталось два-три дома, где надо отремонтировать фасады и центр будет как игрушка. Есть проблемный дом — переулок Курчатова, 9, там необходимо менять канализацию. В этом году внесли эти виды работ в перечень объектов, финансируемых за счет средств бюджета, нашли подрядчика, сейчас он составляет смету, подаем ее на государственную экспертизу, и в этом году будет произведен ремонт.
— Как ливадийцы оплачивают квартплату?
— В прошлом году фактически начислено 505 тысяч гривен, а оплатили 524 тысячи. Некоторые квартиросъемщики платят наперед. По квартплате у нас долгов нет. Может быть текущая задолженность, но она небольшая. А вот с расчетами за отопление дела обстоят хуже – там процент оплаты около 60-ти.
— А почему низкая оплата по отоплению? Плохо топят или высокие тарифы?
—У нас тарифы на тепло самые низкие по Большой Ялте. Для сравнения — по городу одна гигакалория стоит 391 гривну с копейками, а для нашего населения – это касается поселка Виноградное – 373 гривны. Остальные дома у нас на прямых расчетах с Ялтинскими теплосетями. У меня на балансе имеется 3 мини-котельных. Но так как мы не имеем лицензию на эксплуатацию этих мини-котельных, то мы заключили договор с фирмой, которая имеет на это разрешение. Это частное предприятие «Промвентиляция». Они эксплуатируют эти котельные, но платежи идут через нас. Им хлопотно содержать абонентскую службу на 257 абонентов. Отопление в Ливадии качественное. За прошлый отопительный сезон были жалобы только по переулку Курчатова,7 – там один стояк не работал, и то не по нашей вине, а потому что один квартиросъемщик сам внес изменения в систему отопления. Он переварил и вынес на лоджию батарею и разбалансировал систему отопления. Мы все исправили, и процесс пошел.
Кстати, я работаю в сфере ЖКХ с 85-го года, с 88-го года — руководитель жилищно-коммунального предприятия, и никогда у меня не было, чтобы жильцы подходили и говорили – нам жарко. А вот в прошлом году такие ситуации были.
—Судебные иски на неплательщиков подаете?
—На сегодняшний день мы вручили 70 претензий злостным должникам, подали 15 исковых заявлений в суд на взыскание задолженности. Самый большой долг – до 5-ти тысяч гривен. Мы подаем в суд, когда долг превышает 3 тысячи гривен. И мы не пропускаем срок исковой давности. А заявлений о некачественной подаче отопления у нас нет.
—Насколько у вас в ЖЭО «Ливадия» укомплектован штат?
—У нас работает 63 человека, из них администрация составляет 13 единиц, остальные – это так называемая техническая служба. Штат укомплектован в полном объеме, но у меня есть совместители, которые получают по полторы ставки. Зачем мне держать 15 человек, пусть лучше будет 8, но ответственных.
—Сантехники какие у вас? Есть такие, как в анекдотах, которые приходят под шофе?
—Я сам непьющий – вообще. Только могу позволить в кофе чайную ложку коньяка. И под себя подобрал коллектив. У меня нет алкоголиков и пьяниц. У меня хорошие кадры и все трудолюбивые. У каждого второго – автомобиль. Средняя зарплата слесаря-сантехника – 2.100-2.200 гривен, они получают по полторы ставки. Это без премиальных. С мая я думаю, что будут и премиальные.
—А как обстоят дела с дворниками? Нет таких участков, которые некому убирать?
—Нет, поселок весь убирается, с 1 мая мы переходим на двухразовую уборку. Дворники у нас подразделяются на две категории: одни отвечают за придомовые территории, другие – за дороги, которых у нас на балансе 9. Дорожных работников у нас 8 человек и 20 дворников жилого фонда. Они каждый день, кроме воскресенья, выходят на работу. Весь штат укомплектован. Идут туда работать в основном женщины, их процентов 60. Возраст дворников намного омолодился – если раньше приходили те, кому 55 и выше, то сейчас много молодых.
—Хорошая зарплата?
— Зарплата у них минимальная, но, наверное, это жизнь повлияла, безработица. Текучки нет. Мы в основном берем людей, которые и живут в том же доме. Тогда у них ответственность выше. С нерадивыми расстаемся мгновенно.
—Я знаю, что Ливадия – это образец чистоты на Южном берегу. Как вам удается так быстро и оперативно вывозить мусор?
— Добросовестные работники – раз, и у нас есть КАМАЗ, который 6 дней в неделю занимается вывозом крупногабаритного мусора. Эта услуга заложена в квартплате. Но если человек ведет строительные работы, он должен заказывать контейнер. Он может заказать у нас КАМАЗ – это платная услуга.
—А как частный сектор оплачивает вывоз мусора?
—Практически не оплачивает. Они пользуются контейнерами площадками, которые у нас на балансе. Безусловно, они должны заключать договор с ЖЭО, хотя бы на транспортировку до сортировочной станции. Когда они обращаются в поссовет по каким-то вопросам, то они приходят к нам и заключают с нами договор. Но, к сожалению, проконтролировать их оплату мы не можем – они не у нас на балансе. Они могут сделать разовую оплату – и все. Есть добросовестные жители поселка, которые платят каждый месяц, а многие не платят.