Вступивший в силу в мае 2011 года Закон Украины «О доступе к публичной информации» позволил гражданам Украины получать не только официальные документы, но и другую информацию, отображенную и задокументированную любыми средствами и на любых носителях, которая была получена или создана в процессе исполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей или находится в их распоряжении и других распорядителей публичной информации.
Граждане могут обратиться к субъекту властных полномочий с запросом.
Запрос на информацию – это просьба представить публичную информацию, которая находится во владении субъекта властных полномочий.
Запросами не являются: предложения, замечания, заявления, жалобы, ходатайства, обращения, которые требуют определенных действий. Данные обращения рассматриваются в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан». Действие Закона не распространяется на отношения по получению информации субъектами властных полномочий при осуществлении ими своих функций.
Заявителями могут быть физические и юридические лица, объединения граждан без статуса юридического лица, кроме субъектов властных полномочий.
Запрос может подаваться в устной, письменной или другой форме (по почте, по факсу, телефоном, электронной почтой) на выбор заявителя; быть индивидуальным или коллективным; подаваться независимо от того, касается эта информация его лично или нет, без объяснения причины.
Публичная информация представляется бесплатно. Если удовлетворение запроса на информацию предусматривает изготовление копий документов объемом более чем 10 страниц, заявитель обязан возместить фактические расходы на копирование и печать. В соответствии с постановлением Кабмина Украины принято решение исполкома Ялтинского горсовета «Об утверждении норм затрат на копирование или печать документов, предоставляемых по запросам на информацию».
Письменный запрос на публичную информацию подается путем заполнения типовой формы запроса, утвержденной распоряжением городского головы от 08.06.2011 г. или в произвольной форме и должен содержать:
— ФИО физического лица, почтовый адрес или адрес электронной почты, номер средства связи при его наличии;
— должность, наименование организации, ФИО юрлица, юридический адрес или адрес электронной почты, номер средства связи;
—общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, относительно которого подан запрос, если заявителю это известно;
— подпись и дату при условии подачи запроса в письменной форме.
Бланк запроса на публичную информацию граждане могут получить в кабинете № 111 горсовета.
Если по уважительным причинам (инвалидность, ограничены физические возможности и тому подобное) человек не может подать письменный запрос, его поможет оформить ответственное должностное лицо исполкома, обязательно указав в запросе свои ФИО, должность, контактный телефон, и предоставить копию запроса лицу, которое его подало.
Полученные запросы на публичную информацию регистрируются в Журнале учета запросов на публичную информацию. Регистрация письменного запроса осуществляется путем заполнения Журнала и проставления на запросе регистрационного номера и даты. Устные запросы или запросы, поданные электронной почтой, по факсу, телефоном, регистрируются путем заполнения Журнала.
Сроки исполнения запросов:
Ответ на запрос представляется не позднее 5 рабочих дней со дня получения.
Если запрос на публичную информацию касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, относительно состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, опасных природных явлений и других чрезвычайных событий, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан, ответ должен быть предоставлен не позже 48 часов со дня получения запроса.
Ходатайство о срочной отработке запроса должно быть обоснованным. Если он касается предоставления большого объема информации или нуждается в поиске информации среди значительного количества данных, срок рассмотрения может быть продлен до 20 рабочих дней с обоснованием такого продления. О продлении срока заявитель информируется письменно не позже 5 рабочих дней со дня получения запроса.
Распорядитель информации имеет право отказать в удовлетворении запроса. Отказ представляется в письменной форме.
Отсрочка в удовлетворении запроса допускается, если запрашиваемая информация не может быть представлена для ознакомления в предусмотренные Законом сроки в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы. Решение об отсрочке доводится к сведению заявителя в письменной форме.
Ответ, что информация может быть получена из общедоступных источников, не допускается.
С информацией о реализации положений Закона Украины «О доступе к публичной информации» граждане могут ознакомиться (в том числе и подать информационный запрос в электронном виде) на официальном сайте горсовета www.yalta-gs.gov.ua.
Заика В.Е., замдиректора департамента организационно-информационной работы и контроля Ялтинского горсовета