В один из дней вдруг выясняется, что некто ялтинец задолжал Водоканалу или теплообеспечивающей организации весьма кругленькую сумму за оказание услуги по подаче холодной или горячей воды. На вопрос потребителя сотрудник абонотдела ответил, что начисления произвели исходя из показаний общедомового прибора учета. Знакомая ситуация?
Кто-то впадает в панику, глядя на цифру со многими нулями, и недоумевает, как за один месяц, проживая в однокомнатной квартире вдвоем, смог израсходовать 100 кубов воды, а кто-то начинает оббивать пороги различных ведомств в поисках справедливости.
Заместитель городского головы Юрий Кириченко объяснил, насколько правомерны действия поставщика услуги и что делать в подобных ситуациях.- Существует Постановление Кабинета министров Украины № 630 от 21 июля 2005, которым утверждены правила предоставления услуг централизованного отопления, подачи холодной и горячей воды и водоотведения, - объясняет Юрий Алексеевич. – Было бы неплохо, если бы наши потребители потрудились с ним ознакомиться, тогда и вопросов и нервных потрясений было бы меньше. Что сегодня делает, например, Водоканал? Поставщик услуги снимает показания общего счетчика. От этой цифры минусует суммарные показания внутриквартирных счетчиков и количество потребленной воды жильцами, не имеющими индивидуальных приборов учета, согласно норме потребления 14,5 м куб. Результат должен быть равен нулю. Если осталась разница, значит есть утечки или воровство. Но эту разницу пропорционально разбрасывают на жильцов без счетчиков. Это неправильно! Водоканал не должен просто так назначать виновных - дядю Васю или тетю Машу. При отсутствии квартирного счетчика начисления должны производиться только из расчета нормы потребления на одного человека, т.е.14,5 кубов в месяц на каждого проживающего в квартире и не больше.
Согласно постановлению Кабмина Украины № 630 от 21.07. 2005, Водоканал обязан создать комиссию, включить в нее своих представителей, представителей балансодержателя дома (это могут быть РЭО или ОСМБ)и как минимум двух жильцов. Комиссия должна обойти все квартиры и проверить, нет ли в них утечек. Зона ответственности жильца начинается от вентиля подачи горячей или холодной воды в квартиру. Если есть утечки внутри квартиры, тогда в перерасходе воды виновен жилец - ему и отвечать. Если внутри квартиры утечек нет, надо искать других виновных. Если мокро в подвале, значит текут стояки - ответственная РЭО. Если врут счетчики, то за внутриквартирный опятьтаки отвечает жилец, а за общедомовой – Водоканал. Если имеют место факты воровства, то Водоканал обязан установить и наказать виновных, но никак не перекладывать эти потери на других абонентов. Результаты проверки комиссия должна отразить в соответствующем акте, который и является основанием для начисления каких –либо сумм свыше нормы.
Если вам выставили счет и приложили к нему акт, в котором указали причину перерасхода воды, то вы можете или с ним согласиться и заплатить, или же отстаивать свою правоту в суде. Если вам прислали только счет, то можете смело не платить до тех пор, пока комиссия не установит истинных виновных. Если акта обследования нет, то нет и виновных. И не стоит бояться коллекторских компаний. Они заключили договор с предприятием и получают свой процент от этих операций, поэтому могут даже запугивать потребителей. Более того, если на вас осуществляется давление, то надо написать письмо начальнику Водоканала и требовать, чтобы прекратили издевательства и действовали согласно Положению.
Эта ситуация касается и поставщиков горячей воды. Но все же, чтобы не оказаться на месте должника, на которого «повесили всех собак», лучше установить внутриквартирные приборы учета.
- Юрий Алексеевич, но согласится ли Водоканал установить счетчики, если абонент не погасит долг?
- Это совершенно разные вещи. Долги и установка счетчиков никак не связаны между собой. В интересах Водоканала доказать, что человек действительно должен, но при этом ему нельзя отказывать в установке счетчика. Замечу, что каждый потребитель может сам установить счетчик. Единственное условие, чтобы он был исправен и соответствовал требованиям. С паспортом прибора учета необходимо обратиться в абонотдел, где его зарегистрируют и поставят на учет. Если у кого-то из ялтинцев будут требовать погашения долга, чтобы установить счетчик, пусть жалуются мне! Буду решать вопрос в индивидуальном порядке с руководителями предприятий - поставщиков услуг.
- Уже есть прецеденты, когда жители, руководствуясь этим Положением, обращались в суд и доказывали свою правоту?
- Есть много случаев, когда я вмешиваюсь, создается комиссия и делается перерасчет.
Но я один не могу бороться за всех потребителей сразу. У нас в городе 34 тыс. квартир. Наша задача - вооружить людей знаниями, документами и объяснить, как им действовать в подобных ситуациях. Поставщики услуг понимают, что если люди начнут отстаивать свои права, то дело проиграно, потому что они изначально неправильно назначают виновников утечек. Даже если Водоканал или теплообеспечивающая организация потянет кого-то в суд, то можно смело брать вашу газету с этими разъяснениями и дело будет ими проиграно.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КМУ от 21 июля 2005 № 630 «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу…»
11. В случае установления домовых средств учета воды в многоквартирном доме, где отдельные квартиры оборудованы квартирными средствами учета, потребитель, не имеющий квартирных средств учета, оплачивает услуги согласно показаниям домовых средств учета, не учитывая затраты воды исполнителя, юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, являющихся собственниками или арендаторами помещений в этом доме, и суммарных расходов воды по показаниям всех квартирных средств учета. Разница распределяется между потребителями, не имеющими квартирных средств учета, пропорционально количеству жителей квартиры в случае отсутствия утечек из общедомовой сети, что подтверждается актом обследования, который составляется исполнителем в присутствии не менее двух жильцов дома.
При наличии утечек из общедомовой сети потребители, не имеющие квартирных средств учета, оплачивают услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения по установленным нормативам (нормам) за месяц, в котором эти утечки были обнаружены.