Так уж получается, что для Южного берега Крыма проблема номер один – это вывоз мусора и борьба за чистоту не только парадных улиц курорта, но и за каждый его уголок и «пятачок». И те, кто следят за этим, оказываются на самой что ни на есть передовой. Потому что за чистоту и порядок работникам ЖКХ, к сожалению, приходится действительно воевать.Казалось бы – чего проще: упакуй ненужные бытовые отходы в плотный полиэтиленовый пакет, завяжи его, чтобы ничто не высыпалось по дороге, вынеси на площадку и опусти мешок внутрь контейнера. Плюс не забудь побывать в КП «Гурзуф», подпиши договор на вывоз мусора и ежемесячно оплачивай небольшую сумму за оказываемые услуги.
Есть и другие проблемы. Начнём с того, что находится масса любителей оставлять пакеты с мусором не внутри, а рядом с контейнером. Или бросать внутрь полую коробку. Три таких пака – и контейнер полон! Но мало кто задумывается о таких вот «мелочах».
«Массу хлопот, – рассказывает директор КП «Гурзуф» О.А.Корень, – доставляют разбросанные рядом с контейнерами картонные коробки и пластиковые бутылки. Раньше за сдаваемый картон платили 1.40, сегодня – 50 копеек за килограмм. Вывоз картона и ПЭТ-бутылок ежемесячно обходится бюджету предприятия в 12 тысяч гривен. А выручка за два-три месяца составляет только 3, 5. Вот и получается, что за квартал тратим 36 тысяч гривен, а получаем около четырёх. Арифметика убыточная…».
Перед отправкой картонной упаковки на свалку в КП «Гурзуф» его прессуют на специальном гидравлическом станке. Иначе и вовсе невыгодно осуществлять перевозку: веса нет, а объём большой.
Есть проблемы и с пластиком. Просто так, валом, бутылки никто на Украине не принимает. Их надо сортировать по цветам, отделять пробки, срывать этикетку. Чтобы грамотно, по всем правилам подготовить из бутылок солидный тюк для сдачи, двум рабочим надо трудиться над сортировкой не меньше двух дней. А это – дополнительные затраты. Причём, заметьте, ещё не лето, мусорный пик – впереди.
Оксана Артёмовна Корень вынуждена вызывать «на ковёр» тех предпринимателей, что раскидывают коробки где и как попало. Приходится популярно объяснять взрослым уже людям: чтобы переработать одну только картонную кучу мусора, требуется 2 дня. В течение четырёх часов в среднем можно осилить 3 тюка картона. А всё потому, что в аккуратные кипы никто его не складывает. И тем более не связывает верёвкой. Рабочим приходится буквально поштучно закладывать каждую мелочь в пресс, да ещё срывать при этом целлофан или скотч с коробок – с ним картон прессовать нельзя, не примут.
Раньше мусор вывозили в Саки, сейчас КП «Гурзуф» выиграло тендер и имеет специальные талоны на приём мусора на полигон в Алуште. Немалый автопарк Гурзуфа – 3 мусоровоза, 2 КАМАЗа, небольшой трактор, бортовой ГАЗ-самосвал и синенький грузовичок-«китаец» для подборки – без дела не простаивают.
Виктор Михайлович Сергейцев – водитель новенького большого специализированного КАМАЗа. В одну такую машину трамбуется столько мусора, сколько прежде пришлось бы увозить на трёх «газиках»-мусоровозах. У водителя Владимира Викторовича Блаженко и двух его помощников-грузчиков весной и осенью график работы не менее напряжённый, чем летом. С первым солнышком все начинают выносить мусор и хлам из сараев и гаражей, подстригать ветки у кустов и деревьев. Полным ходом идут и ремонтно-строительные работы, ведь каждому хочется к летнему сезону всё привести в порядок. Да вот только за вывоз строительного мусора (заказ машины, грузчиков, возмещение стоимости талона для проезда на полигон) платить дополнительно никто не хочет. И потому выбрасывают его, как правило, тайно, под покровом темноты, абы куда.
Летом обычно вывозится 9-10 машин мусора. Причём численность сотрудников остаётся прежней, а вот нагрузки возрастают многократно. Стоит ли говорить, что отпусков летом в КП «Гурзуф» никому не дают? Отдыхать приходится с октября по апрель – на выбор. Рядовой летний рабочий день начинается для них уже в 5 утра, иначе невозможно будет заехать ни на набережную, ни подобраться к мусорным площадкам – всё заставят машинами горе-водители. А если не вывезти мусор сразу – тут же образуется свалка. Так что выход один: всем надо проявлять и бдительность, и должную принципиальность и не позволять легковым машинам закрывать подъезд к контейнерным площадкам.
Чтобы Гурзуф всегда радовал своей чистотой и опрятностью – надо постараться каждому.