«Южная газета» за минувший год неоднократно писала о ялтинском отделе ГРАГС. Поводом для публикаций в разное время становились обращения читателей газеты с разнообразными нареканиями на работу этого важного для каждого гражданина государственного органа. Хотелось верить, что столь пристальное внимание к учреждению, в котором проходит буквально вся бумажно-документальная жизнь человека (получение свидетельств о рождении, браке, смерти), не пройдет даром. Кроме того, в свете воплощаемой в жизнь программы ялтинских властей по увеличению туристической привлекательности Ялтинского региона предполагается и развитие свадебного туризма, для чего, естественно, необходимо приводить учреждение в соответствие с высокими международными требованиями.И последний визит в отдел ГРАГС показал, что сейчас ситуация здесь стала гораздо лучше – придя сюда в обычный приемный день в самый разгар работы, мы с удивлением не застали очередей, которые наблюдались ранее, а пройдясь по самому зданию, были приятно удивлены опрятностью, чистотой и порядком, царящими внутри.
В беседе с начальником отдела регистрации актов гражданского состояния Александрой Константиновной Голуб корреспондент, естественно, поинтересовался, что же изменилось за минувшие месяцы и как удалось оптимизировать работу учреждения.
- Некоторые накладки, вызывавшие недовольство граждан, были возможны, если один из специалистов находится в отпуске или на больничном, когда его обязанности перекладываются на оставшихся, - пояснила Александра Константиновна.- У нас по-прежнему существует две вакансии, но это практически не сказывается на качестве предоставляемых услуг. Очередей в последнее время практически нет. Самое главное – отсутствие жалоб от населения. Прием ведется ежедневно с 9 до 18 часов, перерыв с 13 до 14 часов, а во вторник дежурный специалист предоставляет консультации до 20 часов.
По словам начальника, прием граждан осуществляется в разных кабинетах: в одном ведется регистрация рождения, в другом – прием заявлений на регистрацию брака, в третьем – расторжение браков, в еще одном – выдача разнообразных выписок из актовых книг, при этом выдача свидетельств о смерти специально производится в кабинете с обратной стороны здания, куда ведет отдельный вход – чтобы не смешивать радостные и печальные события в жизни людей.
Также Александра Константиновна ответила и на один из самых болезненных вопросов, волнующий множество людей, – о цене на различные справки, выдаваемые в возглавляемом ею учреждении. Так, по ее словам, подобная оплата предусмотрена в официальном перечне услуг, утвержденном Министерством юстиции Украины. Цена справки(извлечения из госреестра) – 73 грн., причем это единая сумма по всей Украине. Установлен тариф и на дополнительные услуги, например, составление заявления в электронном виде. Однако, если человек не может оплатить их из-за отсутствия средств, сотрудники отдела ГРАГС в индивидуальном порядке решают этот вопрос и идут навстречу гражданам. Но саму справку нужно оплатить обязательно - без номера платежной квитанции информацию невозможно внести в электронный реестр. Бесплатно это лишь в случае, предусмотренном законодательством, – для матерей-одиночек.
Что же касается заключения брака, то здесь установлены следующие расценки: торжественная регистрация с полным списком услуг (обряд проводится в парадном зале с шампанским и под марш Мендельсона) стоит 360 грн., укороченная (обряд только с ведущей, без гостей) обойдется молодоженам в 120 грн. При этом Александра Константиновна опровергла мнение, что в последнее время многие пары отказываются от регистрации брака в ялтинском отделе ГРАГС из-за его внешнего вида.
- По статистике, в 2011 году количество браков в Ялте выросло на 183 по сравнению с 2010 годом. Это произошло, в основном, из-за иногородних граждан, желающих зарегистрировать брак именно у нас, в Ялте. Сейчас по законодательству можно подать заявление в любой ГРАГС, независимо от места прописки и проживания, чем активно пользуются брачующиеся пары. Ялта очень популярна у молодоженов, - рассказала начальник ГРАГС. – К тому же мы постоянно занимаемся состоянием внутренних помещений – поддерживаем их в хорошем состоянии, обновляем по мере возможностей: повесили в церемониальном зале новые шторы, уложили новые ковровые дорожки и многое другое.
И действительно, сам зал, где проходит главная в жизни каждого человека церемония бракосочетания, в ялтинском ГРАГС находится в очень приличном состоянии – сдержанно-торжественный и в то же время – вполне праздничный, как раз такой, который подходит под столь важное событие.
А вот с внешним видом самого здания не все так гладко. Сотрудники ГРАГС это понимают, но, к сожалению, на данный момент сделать что-либо не представляется возможным. Александра Голуб рассказала, что здание, в котором расположен ГРАГС, является коммунальной собственностью Ялтинского городского совета, которую в свою очередь арендует Главное управление юстиции Крыма.
- Мы уже писали письмо на имя городского головы Ялты Алексея Боярчука с просьбой выделить средства на восстановление здания. Однако в бюджет этого года подобные расходы не были заложены из-за отсутствия денег. Будем надеяться, что в следующем году все удастся. Тем более, что это понимают и в Главном управлении в Симферополе, надеемся, что оттуда также помогут с финансированием: Ялта - такой красивый город, и ГРАГС здесь должен быть одним из самых лучших. Проблема в том, что здание – памятник архитектуры, постройки начала ХХ века, и для его реконструкции нужно получать множество согласований, - отметила Александра Константиновна. – Но есть и приятные моменты - в минувшем году за счет города удалось привести в порядок прилегающий парк: когда велась реконструкция троллейбусного кольца, у нас тоже переложили плитку, такую же, как и по обновленным тротуарам, подстригли кустарники и деревья.
В целом последний визит в ялтинский ГРАГС произвел очень приятное впечатление – несмотря на различные проблемные вопросы, учреждение сегодня функционирует вполне отлаженно, а самое главное – появилась реальная надежда на ремонт старого здания в ближайшее время, после чего, без сомнения, еще больше молодоженов захотят провести свой самый главный день именно здесь, в Ялте.
- Естественно, здесь есть еще над чем работать. В основном, это касается внешнего вида здания, ведь эстетическая сторона здесь очень важна. Но в целом мы довольны работой ГРАГС – очереди небольшие, посетителей обслуживают оперативно, доброжелательно и радушно, несмотря на огромную нагрузку по переведению книг актов гражданского состояния в электронный вариант, как того требует современное законодательство. Мы в управлении юстиции не получали ни одной жалобы на здешний коллектив, - отметила в заключение начальник регистрационной службы Ялтинского городского управления юстиции Яна Владимировна Лифинцова.Автор: Игорь Серегин