Многие родители, готовя детей к школе, учат их читать и писать, но зачастую забывают прививать им самостоятельность, аккуратность, усидчивость, умение соблюдать определенный режим. Учение – это труд, к которому дети должны привыкать. Когда потребности и желания детей и родителей не совпадают, начинаются проблемы. Цель данной статьи – ответить на вопросы, объяснить родителям, как спокойно, последовательно, без крика и наказаний помочь ребенку учиться, как бороться с непослушанием, что делать, если он не хочет читать или вообще не хочет идти в школу.Для начала необходимо соблюдать несколько общих правил, которые помогут приучить ребенка к новому виду деятельности, к учению.
- Не ссорьтесь с детьми с утра, будьте терпеливыми, помните, что у вас и у них впереди трудный день. Подумайте, почему он встает с таким трудом. Может, вы сами виноваты в том, что ребенок не выспался, не проследили за режимом.
- Сначала научите ребенка выполнять что-либо, а потом контролируйте и спрашивайте с него.
- Сравнивать ребенка можно лишь с самим собой, с его успехами. Обязательно давайте свою оценку (и положительную, и отрицательную) поступкам ребенка.
- Не допускайте насмешек. Если ребенок часто слышит насмешки, он учится быть замкнутым.
- На первых порах мама и папа должны помогать ребенку при выполнении домашних заданий, но не дублировать школу.
Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неправильно. Не забывайте, что он уже отсидел 5 раз по 45 минут, из-за этого его работоспособность снижена.
- Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий. Не заставляйте переделывать классную работу, даже если она, на ваш взгляд, выполнена плохо. Вместо этого предложите проверить ее и исправить ошибки, если они есть. Но переписывать не надо.
- Работа в черновой тетради формирует самостоятельную учебную деятельность. Но без предварительного разбора, анализа задачи, внимательного чтения заданий к упражнению такая работа не приводит к улучшению письма, зато способствует неуверенности.
- Не забывайте хвалить ребенка за правильно, аккуратно выполненную работу, даже за маленькие победы. Хвалить за дело.
Наказания и крик – плохие помощники в воспитании. Как же реагировать на детское непослушание, упрямство? Окрики и наказания кажутся естественной реакцией на непослушание, и мы даже не замечаем, что они на самом деле оказывают нам медвежью услугу. Ребенка невозможно научить правильному поведению таким образом. Окрики и шлепки воспринимаются детьми в первую очередь не как воспитательные меры, а как доказательство, что взрослые – большие и сильные, а если чем-то недовольны, то могут причинить боль или напугать. В результате – детские страхи и тревожность, которые со временем переходят в убеждение, что и самому можно применять силу в критических ситуациях. Это не означает, что применение телесных наказаний должно быть уголовно наказуемым. Просто родители и воспитатели должны знать об опасных последствиях всех форм жестокости по отношению к детям и окружающим. Бесполезно твердить ребенку «Не дерись!», одновременно шлепая его за то, что он кого-то ударил.
Что же делать родителям, если он не слушается, не подчиняется?
В этот момент невозможно объяснить ребенку ваши требования. Поэтому постарайтесь оставить его одного в комнате, посадить на стул и установить будильник на определенное время (минуты – в зависимости от возраста 3 года – 3 мин., 5 лет – 5 мин.). Если ребенок встал со стула или вышел раньше - снова заведите часы. Только после того, как ребенок успокоится, разобрать ситуацию. Именно этот момент подходит для разрешения ошибок, для диалога. Будьте настойчивы. Если ребенок поймет, что вы не можете выдержать его криков, истерики, он быстро научится манипулировать вами.
Старайтесь требования высказывать по определенной форме: «Когда ты закончишь читать, то можешь покататься на роликах». Нельзя заменять «когда» на «если», потому что в этом случае ребенок начинает торговаться «А что будет, если не дочитаю?». Такое правило основано на пословице «Сделал дело – гуляй смело» и поэтому очень эффективно, потому что содержит в себе поощрение за выполненную работу.
Воспитательные беседы с ребенком не должны быть нудными и длинными. Стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» - гораздо эффективнее длительных объяснений. Дети ведут себя лучше, если четко знают, что можно делать, а чего нельзя, могут объяснить, почему нельзя.
Насколько же легче и эффективнее решаются проблемы в тех семьях, где у ребенка поддерживают привычку к чтению, воспитывают любовь к книге. Что нужно делать для этого?
- Когда ребенок видит, что вы читаете сами, у него вырабатывается отношение к чтению как к удовольствию.
- Показывайте, что вы цените книги: покупайте их, выбирайте вместе с ребенком.
- Читайте ребенку волшебные сказки, даже если он уже хорошо научился читать.
- Запишите ребенка в библиотеку, поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
- Поощряйте чтение детей вслух, это развивает не только технику чтения, но и уверенность в себе.
- Пусть в вашем доме всегда будут детские журналы, газеты, сборники рассказов для детей и взрослых.
Пройдет немного времени, и дети приобретут некоторый опыт в учении, а вместе с ним и заметную уверенность, необходимую самостоятельность. И все же мера помощи взрослых должна быть согласована с реальными возможностями и способностями ребенка. А успехи, а также физическое и психическое здоровье ваших детей прямо пропорциональны вашему терпению, вашей мудрости и вашей любви к ребенку.
Успехов вам, дорогие родители.Автор: Шилинцева Н.И., практический психолог ЯОШ №6