21-я международная туристическая ярмарка «Крым. Курорты. Туризм», которая прошла в Ялте с 29 февраля по 2 марта, вполне может претендовать на статус лучшей за последнее десятилетие – по количеству экспонентов, посетителей и ноу-хау. К некоторым мероприятиям в рамках ярмарки применимо слово «впервые». А по своему размаху она вполне приблизилась к европейскому уровню.
— На ярмарке рекордное количество экспонентов – более 500 из 20-ти стран, более 150-ти журналистов из 108-ми изданий 4-х стран, а всего за три дня прошло более 7-ми тысяч посетителей, — отрапортовал министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев.
Отдельным стендом на ярмарке был представлен Азербайджан. Это весьма перспективное направление, азербайджанцы намерены открывать круглогодичную авиалинию Баку-Симферополь.
Вторая важная для Крыма страна – Турция. На ялтинскую выставку прибыли директора и владельцы крупнейших туристических компаний – вся квинтэссенция туристического бизнеса страны. А учитывая, что Турция входит в 10-ку стран активного выездного туризма, почему бы не завлечь турецкого туриста к нам на полуостров? Кстати, турки весьма заинтересованы Крымом – центральный телеканал страны снимает в это время рекламные передачи о полуострове. В феврале-марте представители телеканала проведут съемки объектов санаторно-курортного комплекса, гостиниц и музеев. В мае они приедут на полуостров для съемки природных и исторических объектов под открытым небом.
На ярмарке отлично были представлены крымские санатории и здравницы – им в этом году отвели главное место. Отдельно выделили зону показа для лучших отелей и здравниц в Крыму.
Ноу-хау нынешнего года – на сцене отмечали лучших не дипломами, а… подписанием контрактов, которых оказалось более полусотни. Это – главный ответ на вопрос: а каковы же итоги ярмарки? Ведь на ярмарке главное не только красиво себя представить, но и заключить выгодные сделки.
На второй день работы ярмарки открылся 1-й международный черноморский туристический форум. В нем приняли участие представители всех причерноморских городов. Бренд «Черное море» до сих пор не звучал, как, к примеру, бренд «Прибалтика». И форум как раз заложил основы совместного сотрудничества. В его работе приняли участие и представители 12-ти портовых городов Причерноморья, среди которых 5 – украинских. Но именно на украинские порты приходится 60 процентов всех судозаходов. И это накладывает определенную ответственность.
В рамках ярмарки прошли многочисленные круглые столы. Для 370-ти экскурсоводов вход был бесплатным, они могли посетить и мастер-классы, и ознакомиться с новыми экскурсионными маршрутами. К примеру, Ялта представила на ярмарке совершенно новые экскурсионные маршруты, которые отличаются креативным подходом. А Министерство здравоохранения провело мастер-класс по курортологии, напомнив еще раз, что наш полуостров имеет большие возможности не только в отдыхе, но и в оздоровлении.
Поднимались и проблемные вопросы. Один из них – это высокие цены на железнодорожные билеты.
—Мы думаем над этой проблемой, возможно, мы пойдем по пути создания кластеров или разработаем специальные программы, связанные с Укрзализницей, — прокомментировал заместитель председателя Совмина Крыма Георгий Псарев. – Еще одна проблема – заполняемость здравниц зимой. В Верховную Раду Украины будет внесен законопроект о том, что если зимой занято более половины мест, то этот объект можно освободить от налога на землю и налога на прибыль. Летом эти льготы действовать не будут.
Также Псарев отметил, что лично он не верит в будущее государственных здравниц, и их необходимо постепенно передавать в частные руки. Конечно, это не касается тех санаториев, которые оказывают услуги инвалидам.
Самое пристальное внимание было приковано к Ялте – флагману курортной индустрии полуострова, в которую, кстати, в прошлом году прибыло на 5, 6 процента больше туристов. Это – единственный курорт, сработавший с приростом.
— Мы разработали 7 новых туристических маршрутов, на набережной будут установлены около 10-ти информационных центра, где можно получить любую информацию о городе бесплатно, — рассказал мэр Ялты Алексей Боярчук. – И хотя у нас была тяжелая, несвойственная нашему климату зима и штормом нанесен серьезный урон набережной, к середине апреля мы все приведем в порядок. Город будет к началу сезона в идеальном состоянии.
Генеральным спонсором турярмарки выступила Московская компания «Мульти-тур». Президент этой компании Алексей Высоканов отметил, что Ялта организовала ярмарку в разы активнее, чем Сочи. Правда, Краснодарский край цены на путевки выставляет значительно раньше, чем Крым. Кстати, в прошлом году рост продаж путевок в Крым составил 16 процентов. Московский гость с сожалением отметил, что цены на крымский отдых в этом году выросли на 20 процентов.
—Это неправда, рост цен произошел на 3-7 процентов, — парировал Лиев.