— Анна Ивановна, какие эмоции вы испытываете от того, что получили премию?
— Хочу сказать, что это не только моя заслуга, но и заслуга киностудии. Потому что раньше у нас была возможность реализовать то, что было придумано. «Мастер и Маргарита» — это большой фильм по костюмам. Картина была очень сложной и подготовка к ней была долгой. Прежде чем начались съемки, прошел год. Над фильмом работали два художника по костюмам. Второй художник занимался московской темой, а я иудейской. Самое интересно, что мы даже не были знакомы, и наша работа никак не пересекалась. Мне очень понравились съемки в Израиле, там удивительная природа. Одежду для массовки мы шили из мешковины. Сами ее красили и подбирали мельчайшие детали. Доспехи делали из металла, они выглядели как настоящие. Поэтому у нас были трудности с их доставкой.
— А сколько всего костюмов вы подготовили для фильма?
— Военных в металле — 40. Была очень большая массовка, больше сотни человек, и для каждого человека мы пошили костюмы. Наверное, всего их было более 200 штук. Мы делали не только одежду, но и обувь.
— Происходили ли какие-то мистические моменты на съемках «Мастера и Маргариты»?
— Самым мистическим для меня был Николай Бурляев, который сыграл Иешуа. Все знают, что в жизни он очень заикается. Лично мне он даже не очень нравился. В нем не было ничего примечательного. Но я была просто потрясена, когда перед началом съемки он заходил за деревянный щит, какое-то время он молчал. На площадке несколько минут царила полная тишина. Потом он выходил оттуда и был уже совершенно другим человеком. Он совершенно переставал заикаться. Для меня даже сейчас является загадкой, как ему удавалось такое перевоплощение. То ли он давал себе такую сильную установку, то ли это действительно было что-то мистическое. Перед камерой это был совершенно другой человек.
—А страшные моменты были?
—Скорее, курьезные. Интересную историю рассказал режиссер Юрий Кара. По фильму, когда Иешуа был уже на кресте, на город надвигалась черная туча. Чтобы ее сделать, обратились к пиротехнику. Он сказал, что ему нужно десять тысяч долларов и вопрос будет решен. Ему дали эти деньги, и при помощи пиротехники он сделал эту черную тучу. Когда туча шла, и нужно было включать камеру, в это время начали спускаться вертолеты, съемочную группу окружило какое-то подразделение в черных джипах. Они решили, что это нападение террористов. Самое интересное, что они были в курсе происходящего, но решили перестраховаться. Из-за этого сцена была сорвана.
— Как вам работалось с актерами, ведь, как известно, у всех творческих людей сложные характеры?
— Все актеры очень талантливые, хорошие и профессиональные. Работалось с ними не тяжело. Безусловно, возникали определенные нюансы, но когда работаешь с людьми, иначе не бывает. У каждого актера было свое понимание произведения, и перед началом какой-то сцены они долго между собой спорили. При этом они были уже в гриме и костюмах. Каждый из них очень серьезно относился к своей роли. Поэтому они долго между собой выясняли, какой должен быть конфликт и в чем главная философская мысль. Очень интересная сцена была у Льва Дурова, когда он понял, что он не успел заколоть Иешуа. Надвигались тучи, и он в отчаянии полз по пустыне, рыдал и посыпал землей свою голову. Знаете, когда закончилась эта сцена, у группы просто было гробовое молчание. Сцена была просто невероятной, мы все были зачарованными и долго приходили в себя от увиденного. Глядя на это, люди даже начинали плакать.
— В чем заключалась особенность подготовки к этому фильму?
— Подготовка к любому фильму — это очень сложный и ответственный процесс. В самом начале мы идем в библиотеку и изучаем историю той эпохи, в которой происходит действие фильма. Мы разрабатываем костюмы до самих мельчайших деталей. Хочу отметить, что это не только мой труд.
— Как в городе отреагировали на то, что вас наградили?
— Складывается такое впечатление, что нас нет, город постарался избавиться от киностудии. Эта награда далеко не первая. В 2008 году наш звукорежиссер получил точно такую премию за звуковое оформление фильма «Адмирал». А в 2006-м году он получил «Нику». Студии нет, производства нет, а нас еще до сих пор награждают. Городские власти еще тогда от нас отмахнулись, и сейчас нас никто от администрации не поздравил. Складывается ощущение, что в родном городе мы никому не интересны.