В жизни может случиться всякое. Есть ситуации, когда мы можем надеяться только на оперативность и компетентность врачей «скорой помощи», от которых так часто зависят наши жизнь и жизни наших близких. Набирая «103», мы надеемся, что карета «скорой» прибудет как можно быстрее, ведь счет порой идет на минуты. Задержка на полчаса вызывает естественную реакцию возмущения и недоумения, тем более когда на том конце провода с тобой разговаривали так, будто твой крик о помощи по меньшей мере неуместен и отвлекает медиков от более важных дел.Истекающему кровью жителю Кореиза Владимиру Титову ждать медработников экстренной службы Алупкинской больницы пришлось долгих 50 минут. Все это время человек находился в тяжелейшем состоянии - свидетелями происходящего стали десятки очевидцев. По их словам, все они были возмущены не только длительностью ожидания, но и нетактичным поведением работников «скорой помощи». «Южная газета» попробовала разобраться, что же все-таки произошло 8 февраля 2012 года в поселке.
В полдень в сберкассе «Ощадбанка» поселка Кореиз было многолюдно. В очередь к кассиру выстроилась нестройная шеренга посетителей. Все торопились оплатить счета и решить свои дела до начала обеденного перерыва, еще не подозревая, что задержаться здесь им придется надолго. В 12-30 в помещение зашел очередной посетитель. Бледный пожилой мужчина направился в конец очереди. Но не успел он пройти и нескольких шагов, как, потеряв сознание, тут же рухнул на пол, да так неудачно, что налетел затылком на острые бетонные ступеньки. Удар был такой силы, что край одной из ступеней откололся! Под головой упавшего тут же начало расползаться зловещее багровое пятно.
Произошедшее на мгновение заставило замереть всех находящихся в помещении. Однако уже через несколько секунд люди бросились к пострадавшему - оказать ему помощь. Не зная, что делать, и выяснив, что в сберкассе нет ни нашатыря, ни бинтов, люди начали звонить в «скорую помощь» Алупки – именно она обслуживает этот район. Дозвониться удалось только через 10 минут. Но вот незадача - свободных машин на данный момент на месте не оказалось. Дело в том, что в эти дни из-за снегопада и тяжелых дорожных условий на достаточно большой территории работало всего две кареты «скорой помощи», и все они как назло были на вызовах. Как пояснила диспетчер, в гололед часты случаи переломов рук и ног – именно с такими пострадавшими и работали медики.
- Каждые пять минут мы по очереди звонили в «скорую» в надежде, что какой-нибудь вызов отменят, ведь в конце концов перелом руки или ноги – это не смертельно, а вот перелом черепа или гипертония – вполне, - рассказала свидетель случившегося Анастасия. - Все мы были исключительно вежливы с диспетчером «скорой», просто пытались объяснить ситуацию. Однако после третьего звонка разозленная дежурная сорвалась и, прокричав, чтобы мы больше не звонили, бросила трубку. Конечно, она не видела синего лица в луже крови! После пятой попытки выяснить, где машина, нам поступило любезное предложение как «самым сердобольным» самостоятельно перевязать пострадавшего. Но ведь мы даже не знали, какие у него повреждения - с определенными травмами головы человека ни в коем случае нельзя перемещать!
Отчаявшись, попробовали обратиться и в Ялтинское отделение «скорой помощи», где нам ответили: у них своя служба, у нас - своя. А как же взаимопомощь и взаимовыручка, ведь в конце концов, все мы ялтинцы?!
Как вспоминают очевидцы, к этому времени, а прошло уже более получаса, мужчина посинел еще больше и начал хрипеть. Одна из женщин растерла лицо бедолаги нашатырем из аптечного киоска, находящегося рядом с местом происшествия, что несколько улучшило состояние пострадавшего. Люди уже собирались обратиться в милицию, рассудив, что сотрудникам правоохранительных органов медики точно не откажут, но тут, наконец, услышали, как подъехала карета «скорой».
С момента несчастного случая прошло ровно 50 минут! По словам очевидцев, первой фразой приехавших врачей было раздраженное «Ну где там ваш больной?». Затем последовала просьба приподнять ему голову. После перевязки мужчина более-менее пришел в себя. Измерив ему давление, медики зафиксировали гипертонический криз - верхняя шкала замерла где-то в районе 200 мм рт. ст. Та же женщина, что растирала больного, и молодой парень помогли врачам отвести (!) пострадавшего до кареты «скорой помощи». Кровь на руках им потом пришлось отмывать минералкой.
Позже выяснилось, что Владимир Николаевич Титов, 67 лет, подвержен частым приступам эпилепсии, что и стало причиной падения. Карета «скорой помощи», которая все-таки добралась до Кореиза, прибыла из Ливадии, куда до этого транспортировала девочку с переломом ноги. Почему машина не могла по дороге из Алупки в Ливадию (ребенок травмировался в районе Воронцовского дворца) заехать в Кореиз?
Мы попросили медиков прокомментировать ситуацию:
Главврач Алупкинской больницы Геннадий Александрович Проскурин:
- По закону «скорая» должна доезжать до места происшествия за 10 минут. Однако с нашей горной местностью это практически невозможно. Машин у нас три, и этого достаточно - мы всегда успевали вовремя оказать помощь. 8 февраля из-за снежных заносов и гололеда на дорогах работало всего две кареты - «УАЗы» с цепями. В эти дни мы принимали по 30-40 вывозов в день (20- 25 – днем и 7-10 ночью). Естественно, что успеть везде не могли. Однако мы сделали все, что было в наших силах в такой ситуации. В труднодоступных местах врачи по 200-300 метров проходили пешком, чтобы только попасть на вызов! Так что виной задержки были не медики, а стихия!
Диспетчер скорой медицинской помощи Алупкинской больницы, Иллина Владимировна Буравлева:
- Я не дежурила в этот день, однако судя по записям, заявка из Кореиза поступила на пульт в 12-39. Уже в час дня машина выехала на место. Задержка по вызову – 21 минута, плюс время на дорогу. Работа диспетчера – зафиксировать вызов и передать его врачу, что и было выполнено в полном объеме. В случае, если все машины находятся на вызовах, от нас ничего не зависит. Только врач «скорой» оценивает, может ли он по пути взять больного или нет.
«Скорая помощь» Алупкинской больницы обслуживает обширную территории от мыса Сарыч до Стройгородка, мы сами госпитализируем больных и в Ливадийскую, и в инфекционную больницу. Если, например, на момент вызова машина будет находиться в Форосе, то быстро доехать до Гаспры она, естественно, не сможет.
Отдельно скажу по поводу хамства. Наши граждане, находясь в различных душевных состояниях, по-разному оценивают слова диспетчеров. Сотрудники «скорой» очень ответственно относятся к своей работе и тоже переживают за пациентов. Если по телефону в наш адрес начинают поступать угрозы и оскорбления – мы просто кладем трубку, чтобы не выслушивать гадости. Все разговоры фиксируются на магнитную ленту.
Кроме того, мы контактируем со многими службами, например, со службой такси, у водителей которой всегда есть аптечки. Так что, если случай не сложный, мы просим их помочь – перевязать пациента.
Что ж, факты предоставлены - читателям остается решить, кто прав, кто виноват!
Хорошо, что на этот раз все закончилось благополучно: мужчина остался жив, ему оказали помощь и уже даже выписали из больницы. Но ведь могло оказаться и по-другому! Как бы тогда прозвучали объяснения врачей? Согласитесь, если на кону жизнь человека, любые оправдания, даже связанные с погодными условиями, звучат несколько фальшиво. А 50 минут в ожидании «скорой» - это все-таки убийственно долго!
В качестве независимого консультанта прокомментировала ситуацию и главврач станции скорой медицинской помощи Ялты Ольга Ивановна Снегирева:
- В первую очередь «скорая» реагирует на вызовы по состояниям, угрожающим жизни человека. Ситуация оценивается на основании информации, полученной от звонившего. Но никогда машина не снимается с вызова, если она работает с больным! Это правило. Другое дело, если по дороге поступает более серьезный вызов, тогда машину могут и перенаправить.
У каждого отделения «скорой» своя территория. У нас, например, от Артека до Стройгородка включительно. Все службы «скорой помощи» по Большой Ялте, независимо от места происшествия, могут быть мобилизованы, только если произошла серьезная авария или другое ЧП с большим количеством пострадавших (от семи человек). Автор: Георгий Юсупов