15 февраля в главном управлении инвестиционной политики и внешнеэкономических связей состоялся "круглый стол" на тему «Инклюзивное обучение в общеобразовательных учебных заведениях города». На нем присутствовали представители управлений и служб городского совета, члены общественной организации родителей детей-инвалидов и инвалидов детства «Подари надежду», а также представителями инициативных групп родителей, которые помогают детям с ограниченными физическими возможностями. В Евпатории детям-инвалидам уделяется особое внимание. Свидетельством этого является утвержденная городская программа социальной поддержки детей-инвалидов на 2011-2015 годы, разработанная при активном участии специалистов управления труда и социальной защиты населения.
Как известно, в Украине с 2008 года при финансовой поддержке Канадского агентства по Международному развитию (СIDA) реализуется проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями». Его цель – создать в общеобразовательных школах условия для реализации в них потребностей всех учеников, как одаренных, так и имеющих ограниченные физические возможности или особые образовательные потребности (ООП). Ключевым принципом инклюзивного обучения является совместное обучение и воспитание детей различных умственных и физических возможностей в учреждениях образования. За последние годы в Украине на государственном и республиканском уровнях происходит интенсивное развитие законодательной базы для поддержки детей с ООП. Принят целый ряд нормативно-правовых актов, которые позволяют уже сегодня реализовывать инклюзивное обучение. В Феодосии, Евпатории и Сакском районе разработаны соответствующие региональные программы, имеется позитивный опыт внедрения инклюзивного образования в школах и дошкольных учебных заведениях Крыма.
Как показывает практика, школы, где внедряется инклюзивное образование, учат здоровых детей быть толерантными, внимательными и чуткими по отношению к сверстникам с ООП. Как отметили присутствующие на заседании "круглого стола", как и в любом новом деле, существует еще много вопросов, которые требуют своего решения уже сейчас. Среди них - вопросы доступности учебных заведений, ведь стоимость одного пандуса, отвечающего всем санитарно-гигиеническим требованиям, составляет около 100 тысяч гривен, не говоря уже об установке лифтов, подъемников внутри зданий, переоборудовании дверных проемов и лестничных клеток, наличии специально оборудованных санитарных комнат и т.д. Проблемой также является недостаточное количество соответствующих квалифицированных кадров. К сожалению, большинство учителей и директоров школ еще недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ООП в процесс обучения в классах, а родители таких детей не всегда знают, как отстаивать права детей на образование и часто испытывают страх перед системой образования в целом.
Участники "круглого стола" поддержали инициативу директора Евпаторийского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Владимира Павлюка о том, необходимо тщательно подходить к проблеме каждой семьи, где имеется ребенок с особыми образовательными потребностями, и решать ее системно, координируя усилия соответствующих специалистов городских служб и управлений.
Фото В. Довженко