А также телевизор, микроволновую печь или кондиционер, сгоревшие от перепадов напряжения в электросетях… Такие вопросы от читателей в редакции «Южной газеты» в последние недели стали уже традиционными. Аномальные холода, накрывшие в том числе и южную Ялту, привели к многочисленным перебоям в энергообеспечении города и, как следствие, «смертям» недешевой бытовой техники в квартирах местных жителей.- В квартире погас свет, а минут через двадцать лампы вспыхнули с такой силой, что некоторые даже моментально перегорели. Та же участь постигла и новый холодильник, - жалуется житель одного из районов Ялты. – Для гарантийного ремонта необходимо документальное обоснование произошедшего. Куда мне обращаться?
Естественно, что первой целью возмущенных горожан становятся те, кто обеспечивает поставку электричества в наши квартиры и дома.
По словам заместителя главного инженера Ялтинских городских электрических сетей Виктора Андриенко, юридической службе этого предприятия приходится отвечать на десятки подобных жалоб и обращений, однако в большинстве случаев «Крымэнерго» в случившемся своей вины не видит.
- Резкое похолодание, несвойственное для Ялты, привело к тому, что возросли нагрузки на электрические сети города, - рассказал он. - Потребление электроэнергии в последние недели значительно выросло, и перебор лимитов составил почти 40 мегаватт – в условиях низкого давления газа люди пытаются дополнительно отапливать квартиры: конвекторами, обогревателями, кондиционерами. Трансформаторы перегружены на 20-30 процентов, что приводит к закипанию охлаждающего их масла и сгоранию предохранителей. По инструкции наши аварийные бригады должны выждать хоть бы два часа, чтобы дать охладиться проводам, иначе новые предохранители снова моментально сгорят. С этим и связаны перебои в электроснабжении отдельных районов города. Причем подобная ситуация наблюдалась в это время не только в Ялте, но и других городах и поселках.
Отопление жилья с помощью электроприборов приводит и к другой серьезной проблеме. При неравномерной нагрузке на электрические сети (у кого-то одновременно включен кондиционер, телевизор и холодильник, а у соседа горит лишь пара лампочек), которые в Ялте и пригородах у нас повсеместно устарели, так как проектировались еще несколько десятилетий назад, возможно отгорание нулевого провода во внутридомовой сети, за которую отвечает обслуживающая РЭО, а не «Крымэнерго». И тогда в сеть идет ток, значительно превышающий допустимые значения, вплоть до 380 вольт. В этом случае бытовая техника и перегорает. Конечно, в идеале в подобном случае должны сработать предохранители, которыми сейчас оборудованы все электроприборы, и защитить технику. Современные стандарты проведения электросетей также предусматривают дополнительную защиту, однако подобных домов в городе, к сожалению, сегодня немного. Поэтому рекомендуем жителям защищать электроприборы самостоятельно, приобретая специальные устройства, рассчитанные на подобные форс-мажорные обстоятельства.
В свою очередь начальник Ялтинского отдела по защите прав потребителей Валериан Друпп разъяснил порядок действий пострадавшего гражданина в случае сгорания бытовой техники от перепадов напряжения в электросети. По его словам, возмещение материального вреда осуществляется в подобном случае только через суд.
Так, в первую очередь необходимо составить претензию в двух экземплярах – один отнести в ОАО «Крымэнерго», с которым у каждого потребителя заключен договор на поставку электроэнергии, с точным указанием даты и времени инцидента, и зарегистрировать этот документ у секретаря. Второй экземпляр остается у заявителя. После получения в установленный законодательством срок ответа нужно обращаться в суд, который должен постановить создать комиссию с привлечением к ее работе представителей «Крымэнерго» и РЭО этого района, а также пострадавшего гражданина. И уже эта комиссия должна решать, кто же виноват и кто будет отвечать за нанесенный ущерб.
К сожалению, по словам Валериана Друппа, в Ялте за последнее время не было случаев благополучного для пострадавшей стороны разрешения подобной конфликтной ситуации. Однако в масштабах страны эта практика набирает обороты и зачастую заканчивается вполне реальными выплатами за нанесенный ущерб.
Вот и получается, что мы сами в ответе за то, что купили – сначала свой электроприбор нужно защитить (естественно, дополнительно оплатив стоимость специального прибора защиты), а если не успели – отстаивать права «любимца» в судах. Как поступать – решать вам.Автор: Игорь Серегин