Современные условия жизни требуют постоянной регулировки отношений между потребителями и поставщиками услуг. Но если мировая практика развития законодательства о защите прав потребителей насчитывает более чем столетнюю историю, то в нашей стране необходимость урегулирования этого вопроса появилась совсем недавно - в сложный период становления рыночных отношений.Летом 2002 года отдел по защите прав потребителей появился и в Ялте. Сегодня сюда обращаются не только ялтинцы, но даже жители других городов и населенных пунктов Крыма: Алушты, Партенита, Кипарисного. Все дело в том, что ни в одном регионе полуострова вопросами потребителей не занимаются так внимательно и широко – от консультаций и досудебного разбирательства до участия в судебных заседаниях. Как считает начальник Ялтинского отдела по защите прав потребителей Валериан Друпп, для таких организаций участие в рассмотрении любых вопросов, касающихся потребителей, – обязательно.
Но как же всё начиналось? Не понаслышке об этом знают Вера Алексеевна Носенко, которая принимала непосредственное участие в создании и формировании отдела (сейчас работает с обращениями граждан), и Валериан Андреевич, который вступил в должность начальника через год после его основания. В то время, впрочем, как и сейчас, в состав отдела входило 3 человека – один занимался совместными проверками, другой - обращениями граждан, третий - координировал весь процесс.
В первые дни работы, несмотря на частые для того времени недоразумения и конфликты между предприятиями и потребителями, толпы желающих воспользоваться помощью сотрудников отдела не выстроилось. Даже сейчас многие не знают, куда обратиться, если их права нарушены, да и не особо хотят это выяснять. Начать защищать свои права, когда на протяжении многих лет привык быть ведомым государством, не так просто. Поэтому часто реакцией людей на проблему становились претензии в адрес отдела, который, на их взгляд, должен был сам, без их участия решить все конфликтные вопросы.
Сегодня, как и 9 лет назад, граждан продолжают обсчитывать, обвешивать и обманывать. Но вот в своей работе, методах влияния на нарушителей закона Ялтинский отдел по защите прав потребителей добился существенных результатов. Во многом это произошло благодаря расширению полномочий органов местного самоуправления. Раньше, например, городской отдел по защите прав потребителей не мог использовать протоколы о нарушении правил торговли и закона о защите прав потребителей против недобросовестных торговцев (их просто некому было рассматривать!). И только в прошлом году, благодаря в том числе и ялтинской службе, были приняты соответствующие законы, по которым административные комиссии вправе рассматривать протоколы городских отделов по защите прав потребителей и соответственно привлекать нарушителей к ответственности.
Специалисты отдела участвуют в работе мобильной группы по выявлению и ликвидации несанкционированной торговли. За прошлый год их было проведено пятьдесят четыре.
А согласно статье 18 Закона «О местном самоуправлении» орган местного самоуправления вправе инициировать и провести на территории города проверку субъекта хозяйствования, не относящегося к коммунальной собственности.
За текущий год в отдел по защите прав потребителей Ялты поступило сто тридцать пять письменных обращений граждан и более тридцати от организаций, органов МВД и прокуратуры.
За указанный период устно в отдел обратилось более девятисот человек. Всем были даны квалифицированные консультации по вопросам предъявления претензий, подачи исков в суд.
По результатам работы отдела:
- семидесяти пяти потребителям возвращены деньги за некачественный товар или произведена его замена;
- подготовлено и направлено в городской суд двадцать пять исков;
- одиннадцать заявлений направлено в главное управление по делам защиты прав потребителей в АРК;
- направлено сорок пять предписаний руководителям предприятий по устранению нарушений прав потребителей;
- за нарушение правил торговли на рынках по составленным протоколам наложено штрафов на сумму 6387 грн.
- Проведено четыре совместных заседания с ППВКХ г. Ялта, УГХ, РЭО, ОСМД, ООО «Крымэнерго» по вопросам соблюдения законодательства о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
- Однако наша задача - не только наказывать предпринимателей, но и учить их соблюдать законодательство, точно также как и потребителей, - отмечает Валериан Друпп. - Поэтому за бесплатной консультацией к нам часто обращаются и те и другие. Кроме письменных обращений мы ведем личные приемы и консультируем по телефону.
- Мы стремимся, чтобы люди стали более образованными и грамотными в правовом отношении, - добавляет Вера Алексеевна – член координационного совета по правовому образованию населения. – Те, кто знают свои права и целеустремленно занимаются вопросами их защиты, получают положительный результат. Если соблюдать закон и знать, как себя вести, – бесконфликтно можно решить любую проблему.
Работа отдела на конкретном примере:
На набережной есть фирменный магазин «Crocks». Но не так давно в здании бывшего первого гастронома открылся еще один магазин, который торговал обувью с логотипом этого бренда. Отсутствие на вывеске названия, режима работы и других данных, наличие которых предусмотрено правилами торговли, а также письменное заявление граждан, заставило специалистов Ялтинского отдела по защите прав потребителей зайти в подозрительный магазин с проверкой. Поведение продавцов, которые препятствовали ходу проверки и не смогли предоставить ни один документ, разрешающий торговлю фирменной обувью «Crocks», только подтвердили подозрения службы. В результате специалисты Ялтинского отдела связались с генеральным директором сети этих магазинов по СНГ. Тот приехал в Ялту, купил у самозванцев пару обуви и отправил её на экспертизу в Америку. Заключение экспертов не заставило себя ждать: «контрафакт, подделка» - гласил документ. В результате органы внутренних дел изъяли партию поддельной обуви, принадлежавшую частному предпринимателю из Симферополя. Сколько людей пострадало от липовых продавцов, остается только догадываться.
На данный момент материалы проверки находятся в УВД Ялты.
Ялтинцы чаще всего жалуются на:
- приобретение некачественных непродовольственных товаров (мобильные телефоны, холодильники, телевизоры и пр.);
- нарушение сроков проведения гарантийных ремонтов, невыплату пени потребителям при нарушении этих сроков;
-отсутствие доступной, достоверной и своевременной информации в уголках потребителей предприятий торговли и ресторанного хозяйства;
- незаконное требование возмещения убытков при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, оплаты штрафов ОАО «Крымэнерго» в случае повреждения средств учета, находящихся в местах общего пользования;
- громкое звучание музыки в ночное время;
- работу общественного транспорта;
- некачественное оказание услуг по установке окон.