Праздник Крещения Господня, или Богоявления, отмечаемый 19 января, находится в самой тесной связи со всем Богочеловеческим делом спасения людей.
Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников, который совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» – с 25 декабря по 6 января, – составляют одно торжество.
Христос Спаситель в Крещении дарует водою благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, исцеление, воссоздание человеческого естества.
Трикратное погружение каждого, кто верует во Христа, в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды крещением таинственно Духом соделал … многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.
К Богоявленской святой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Еще в IV веке на Крещение Господне св. Иоанн Златоуст говорил: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню. Ее Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пнем без сомнения сию святую воду».
Пресс-служба Евпаторийского благочиния