—Помню, как на уроке по истории искусств нас водили на выставку, и мы писали по этому поводу сочинение. Во время учебы я всегда любила летнюю практику. Мне до сих пор нравится выходить летом с детьми на природу. На летней практике мы работаем на пленере, пишем этюды.
На практику ученики школы вместе с педагогом ездят в Алупку, Никитский ботанический сад, Ливадийский, Массандровский, Воронцовский дворцы. Несколько лет назад ездили в Белогорск.
—Сейчас дети более развиты, подвижные. Другой вопрос, что приходят они в школу искусств после уроков в общеобразовательной школе. Естественно, ученики уже немного уставшие, некоторые напряжены после контрольной или самостоятельной работы по математике или физике. Поэтому, если я вижу, что часть класса еще не готова к занятиям живописи, то мы можем несколько минут пообсуждать школьные неприятности, а затем плавно перейти к основной теме урока.
Оценки выставляются по 12-балльной системе. Но ведь в живописи не все так однозначно, как в математике или физике. Поэтому вопрос, как оценить работу, как отличить креативность мышления от недопонимания или невыученности основ техники всегда непростой. Это приходит с опытом.
— Опытному педагогу несложно отличить одно от другого. У каждого своя манера письма, даже тот же мазок каждый кладет по-своему. Это как почерк на уроке чистописания. Важно правильно взять пропорции, поставить на плоскость, передать освещение, пространство. Исходя из этих параметров, можно оценить, выполнена задача или нет.
Домашние задания бывают редко. Ведь все дети ходят в общеобразовательную школу, выполняют домашнюю работу по предметам. Многие занимаются в музыкальной школе, в кружках. Поэтому ребята просто не успевают.
Родители не часто вникают в процесс обучения ребенка изобразительному искусству. Не более четверти мам и пап интересуются тем, что нарисовало их чадо.
—Я хочу посоветовать всем родителям хвалить своих детей, особенно малышей. Стараться расспросить, что же нарисовал сын или дочка, какой характер у этой работы и обязательно восхититься мастерством начинающего художника. И пусть он не станет Пикассо, зато он будет знать, что мама и папа в его команде.
Если мама не разобралась в том, насколько ребенок выполнил задание, но ей интересно знать об успехах, она всегда может подойти к педагогу и расспросить.
—С радостью рассказываем родителям о поставленных в начале занятия целях, о том, как ученик справился с заданием, в чем особенности его почерка и техники и так далее. Уверена, что, разобравшись во всем детально, мама и педагог найдут несколько основных моментов, за которые обязательно нужно хвалить.
Иногда маме непонятно, почему ребенок нарисовал кривой кувшин, а учитель говорит, что рисунок хороший. Тогда приходится объяснять, что у этого кувшина есть характер, что это не простой кувшин, а тот, который печет пирожки, что после работы он уставший, поэтому такой кривой.
Знания и навыки, полученные в художественной школе, помогают во взрослой жизни. И пусть выпускник не связал свою судьбу с этой профессией, а стал врачом, учителем, менеджером, все равно умение рисовать рано или поздно бывает нужным. Во-первых, те, кто окончил художественную школу, умеют нестандартно мыслить и творчески подходят к любому делу. Оформить открытку другу, украсить офис к новому году – это их рук дело. Став родителями, эти люди помогают своим детям справиться с домашним заданием не только по рисованию, но и по геометрии или черчению.
Дети выставляют свои работы в стенах художественной школы, иногда предоставляет помещение выставочный зал, раньше работы выставлялись в Ливадийском дворце, в общеобразовательных школах, в театре Чехова.
—Работы отправляем в Таганрог на конкурс «Чехов и герои его произведений», в Харьков «Таланты 3-го тысячелетия», на выставки в Симферополь, Киев. К нам приходит письмо с содержанием, что объявляется конкурс. Мы смотрим, какие работы у нас уже есть, а какие надо доделать. Чтобы отправить рисунки, сами делаем большой конверт, потому что нужных в продаже нет, и отправляем по почте. Участники и призеры конкурсов получают дипломы, иногда подарки.
Наталья Шамьянова к каждому своему ученику относится как к неповторимой личности. В каждом старается развивать таланты и искать что-то особенное. И у нее всегда получается. Пусть не сразу, пусть через полгода или даже через несколько лет, но каждый ученик раскрывается и, что самое главное, получает от живописи настоящее удовольствие.