Евпаторию, о которой пойдет сегодня речь, не увидишь лежа на пляже. Эту грань своего бытия город открывает лишь тем, кто хоть ненадолго покидает шумные набережные всеукраинской детской здравницы и отправляется в ее историческую часть. Стоит лишь войти в Старый город, и вы окажетесь в лабиринте узких улочек средневекового Кезлева. Именно среди этих бесчисленных поворотов и перекрестков хранит Евпатория сокровища своей двадцатипятивековой истории, и порой кажется, что каждый камень мостовой готов поведать тайны прошлых столетий.
Одной из таких изюминок Старой Евпатории по праву можно назвать крымскотатарский культурно-этнографический центр Одун-базар-къапусу, что в переводе означает «ворота Дровяного базара». Он расположился в главных крепостных воротах средневекового Кезлева (так звучит название города на местном диалекте крымскотатарского языка) — памятнике фортификационного искусства XV века. Ворота просуществовали более 400 лет, выдержав многочисленные атаки запорожских казаков и русско-турецкие войны. Когда-то от них отправлялись в свою столицу крымские ханы после торжественной церемонии вступления на престол в мечети Хан-Джами. К сожалению, в советский период ворота не устояли и были варварски разрушены в сентябре 1559 года.
Сегодня туристам трудно поверить, что еще совсем недавно на месте нынешних ворот ничего не напоминало об их существовании: чудом уцелевший фрагмент был замурован в стену соседнего хлебозавода, а древний фундамент закатан под асфальт улицы. В 2003 году, когда Евпатория праздновала свой 2500-летний юбилей, возникла идея вернуть городу его главные ворота, и группа энтузиастов-единомышленников при поддержке городских властей взялась за возрождение памятника.
Восстановление длилось несколько лет: уж очень хотелось восстановить ворота в переоранном виде, а не создавать современное строение из бетона. Четыре года под пристальным контролем археологов с тщательным соблюдением исторической достоверности камень за камнем возрожадали памятник. В 2007 году Одун-базар-къапусу вернулись из небытия. Очень быстро они превратилисьв своеобразный символ Старого города, став неотъемлемой частью его архитектурного облика. Теперь, как и столетия назад, в город попадают, пройдя под аркой крепостных ворот, и именно отсюда берет начало туристический маршрут по святыням исторической части Евпатории «Малый Иерусалим».
После завершения работ Одун-базар-къапусу стали ядром одноименного культурно-этнографического комплекса, в который входят музей крепостных ворот, кофейня в традиционном средневековом стиле, кальянный дворик и этноресторан крымскотатарской кухни «Джеваль». Открытый несколько лет назад, он уже успел полюбиться гостям и жителям Евпатории и превратился в один из самых популярных объектов курорта. По словам директора центра Диляры Якубовой, секрет такого успеха кроется в комплексном подходе к реализации проекта. Можно часами рассказывать гостям полуострова о том или ином народе, а можно (как это делают на Одун-базаре) просто позволить им окунуться в национальную культуру во всех ее проявлениях — от истории и традиций до кухни и быта.
Знакомство с центром начинается с небольшого, но очень интересного музея, расположенного на третьем этаже крепостных ворот. Его основой стал уникальный макет Кезлевской крепости, воссоздающий город с точностью докаждого дома. Два года историки и дизайнеры создавали его на основе старинных карт, и сегодня по своим размерам (5 на 5 метров) он входит в тройку крупнейших в Украине. Приятным сюрпризом для туристов становится начало экскурсии, когда благодаря игре света и звука макет... «оживает», и утренний Кезлев просыпается на глазах экскурсантов с первыми лучами восходящего солнца. Но не будем нарушать интригу, лучше увидеть все это своими глазами, а помимо макета, гостей также ожидает этнографическая коллекция предметов быта, одежды и традиционных изделий ремесел крымских татар.
Чтобы познать душу народа, знать только его историю недостаточно, поэтому создатели центра разместили в башне ворот кофейню в традиционном восточном стиле. Для крымских татар кофе — это больше, чем просто напиток. На протяжении столетий он считался символом благополучия и достатка и являлся непременным атрибутом гостеприимства. Быть бедным было стыдно, поэтому, как бы трудно ни жилось семье, гостей обязательно встречали кофе. Эта традиция жива и сегодня, и устоять передароматом свежесваренногонапитка, который сопровождает вас во время экскурсии по комплексу, просто невозможно. Гости Одун-базара с удовольствием располагаются в уютной средневековой кофейне, услаждаются ароматным кофе и лакомятся восточными сладостями. И если трудно сделать выбор среди десятков сортов, предложенных в меню, вам посоветуют кофе по-кезлевски — по этому рецепту, ставшему сегодня брендом заведения, традиционно варят кофе на протяжении столетий.
По традиции вслед за кофе, пробуждающим аппетит, обычно следовало более щедрое угощение, поэтому для тех, кто хочет подкрепиться плотнее, в 2009 году распахнул свои двери этноресторан «Джеваль» — еще одно украшение Одун-базара. название которого переводится с арабского как «путник». Национальная кухня — важнейшая часть культуры любого народа, именно поэтому в состав комплекса и вошел этнографический ресторан. Его расположение ко многому обязывало и определило концепцию и стиль заведения: в меню «Джеваля» представлены блюда крымскотатарской кухни — и традиционные на протяжении сотен лет, и те которые вобрала в себя культура сравнительно недавно. Верность национальным традициям — один из основных принципов работы ресторана, поэтому здесь не подают блюда из свинины и спиртные напитки. Но гостей «Джеваля» это не смущает: время показало, что заведение без алкоголя может быть успешным, и сегодня, на радость создателям, «Джеваль» — один из самых популярных ресторанов курорта.
Невозможно пройти мимо и не заглянуть через узкие окошки высокой стены во внутренний дворик. Ведь там среди цветов журчит фонтан, а в воздухе витает соблазнительный аромат плова и специй. Ажурные восточные светильники, медная утварь, мягкие диванчики-сеты, черепичные крыши — все здесь продумано до мельчайших деталей и выполнено из природных материалов. Это позволило максимально приблизить интерьер заведения к традиционному крымскотатарскому стилю. Гости «Джеваля» погружаются в уникальную атмосферу возрожденных культурных и кулинарных традиций народа.
Чтобы знакомство с национальной культурой было более близким, гостям предлагают поучаствовать в необычных этнографические программах — кулинарных и обрядовых турах. Попав на гастрономическую экскурсию, можно не только попробовать блюда крымскотатарской кухни, но и научиться их готовить.
Желающие могут прикоснуться к таинству создания настоящего плова и с помощью шеф-повара ресторана Рустем-агъа, знающего более 30 его рецептов, постигнуть все секреты этого процесса. За два часа мастер-класса участники узнают об истории и традициях приготовления плова, учатся правильно нарезать овощи и готовить зирвак, наблюдая за всеми этапами рождения блюда в огромном казане. Наградой за приложенные усилия служит именной сертификат из рук шеф-повара, подтверждающий приобретенную «квалификацию», и ароматный плов, приготовленный общими усилиями участников.
Кроме посвящения в кулинарные секреты, гостям Одун-Базара предоставляется еще один уникальный шанс — поучаствовать в обряде настоящего крымскотатарского сватовства: кому-то в качестве гостей, а если повезет — то и получить главную роль, ведь невесту также выбирают из числа участников. Девушку облачают в традиционный наряд и красят хной пальцы. Гостей угощают кобете — особым блюдом, которое невеста пекла специально к этому дню, чтобы продемонстрировать жениху и его родным свои кулинарные способности. Танецв общем кругу завершает обряд, а море положительных эмоций и фотографии еще долго напоминают гостям об этом событии.
Средневековый город просыпается на ваших глазах, шеф-повар ресторана уступает вам свое место, а ваше имя пишут сливками на кофейной пенке — в этом уголке восточной сказки невольно веришь, что исполняются любые мечты. Но совершенству нет предела, и творческая группа под руководством Диляры Якубовой не собирается останавливаться на достигнутом. Завершающим этапом в создании комплекса станет строительство гостиницы, выдержанной в том же традиционном средневековом стиле. И совсем скоро можно будет говорить о создании в исторической части Евпатории целого «квартала восточного гостеприимства».
Роман Глухий.(«Полуостров сокровищ» №3 2011)
Фото из архива КЭЦ «Одун-базар-къапусу»