В начале декабря состоялось очередное заседание общественного совета при исполнительном комитете. Основным вопросом повестки стало обсуждение итогов курортного сезона. С докладом по этой теме выступил начальник Главного управления инвестиционной политики и внешнеэкономических связей Дмитрий Кузнецов.
ХАРАКТЕРИЗУЯ работу санаторно-курортных учреждений в текущем году, Д.Кузнецов отметил, что в городе их функционировало более шестидесяти. И за девять месяцев они предоставили услуги по лечению и оздоровлению почти 180 тысячам курортников. Всего же в Евпатории отдохнуло порядка 550 тысяч человек.
По информации Дмитрия Викторовича, гости к нам добирались в основном железнодорожным транспортом. Только за август в Евпаторию на поездах прибыло 480 тысяч туристов. Незначительно увеличилось количество дней пребывания в санаториях в расчете на одного организованного отдыхающего. Этот показатель составил 16,3 дня против 15,5 - в прошлом году. Общая выручка от реализации услуг предприятий санаторно-курортного комплекса за девять месяцев составила 604 млн. грн., что на шесть процентов больше предыдущего периода. Всего в Евпатории было собрано 1 млн. 200 тысяч гривен туристического сбора. По сумме сбора мы заняли третье место среди крымских городов.
Что касается лечебного фактора - наших "золотых песков", протяженность пляжной зоны на сегодня составляет почти 7,5 км, общая площадь - 416 тысяч квадратных метров. В курортный сезон функционировало 66 пляжей, в том числе - пять коммунальных. Городские власти продолжают работать над расширением сети бесплатных социальных пляжей: по решению городского совета к 2017 году их в Евпатории будет десять. Кстати, уже в следующем году запланировано открыть коммунальный пляж по улице Дувановской.
Для привлечения туристов летом и в межсезонье, санатории, пансионаты, гостиницы, туристические фирмы постоянно рекламируют свои услуги на местных и международных ярмарках и выставках. Причем, в последнее время используется практика представления туристических возможностей курорта на отдельном стенде, на котором размещается реклама только евпаторийских предприятий. Информация о городе постоянно публикуется в специализированных печатных СМИ. Управлением издаются тематические буклеты, информационные сборники, в том числе - и на иностранных языках. Размещаются видеоролики на телевидении. Для более широкого охвата аудитории и рентабельного вложения денежных средств заключаются договоры на трансляцию роликов с общенациональными и региональными каналами.
В будущем Евпатория планирует развивать не только традиционное направление - санаторно-курортное лечение, но и другие перспективные виды туризма - событийный, спортивный, развлекательный, круизный. Открываются новые и реконструируются уже имеющиеся в городе экскурсионные объекты.
Дмитрий Кузнецов подчеркнул, что сегодня одна из наиболее важных проблем туристической сферы - малая продолжительность курортного сезона. И перед городом стоит задача в ближайшее время выйти на расширение его рамок, а затем постепенно перейти к круглогодичной работе.
Подобные цели ставят перед собой и другие курортные города Крыма. На государственном уровне создана и планируется к реализации общая стратегия развития полуострова, в которой санаторно-курортному направлению правительство уделяет особое внимание.
С учетом общей тенденции, евпаторийские власти разработали собственный план мероприятий по подготовке и проведению сезона 2012 года. Он ориентирован в первую очередь на решение организационных вопросов, обеспечение безопасных условий для отдыха туристов в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях и на водных объектах. Важно также держать на контроле санитарно-гигиенические и экологические направления, предоставлять качественные услуги в сферах транспортного обслуживания, торговли, общественного питания и проведения рекламно-информационных и культурно-массовых мероприятий.
Члены исполкома в свою очередь дали объективную оценку докладу начальника Главного управления инвестиционной политики и внешнеэкономических связей, внесли критические замечания и ряд предложений в общий план организации и проведения сезона в следующем году.
Так, директор ООО ЛДЦ "Назарет" Руслан Павловский подчеркнул, что развивать здравницу необходимо путем возрождения санаторно-курортной базы. Если же власти планируют привлекать отдыхающих в межсезонье, то важно круглогодично следить за благоустройством и эстетическим видом городских объектов. На улицах, особенно в курортной зоне, нужно развесить указатели, обеспечить качественное освещение. Больше внимание рекомендуется уделять экскурсионным объектам - мемориалу "Красная горка", маршруту "Малый Иерусалим".
Кандидат медицинских наук, заслуженный врач Украины Игорь Лисев обратил внимание участников дискуссии на то, что здравница специализируется в основном на лечении и оздоровлении детей, поэтому услуги для этого контингента гостей курорта необходимо оказывать на высоком профессиональном уровне. Кроме того, неудовлетворительное состояние площади возле морпорта негативно влияет на внешний вид города. Важно не только привести эту территорию в порядок, но и продолжить переориентацию порта на работу с пассажирами, довести до логического заверения процесс транспортировки песка за пределы курорта. Эти меры позволят приостановить исчезновение пляжей, а также возродить "морские трамвайчики", а в перспективе и круизный туризм, что станет еще одним конкурентным преимуществом Евпатории.
Поддержала коллегу и Валентина Поберская, руководитель группы восстановительного лечения детей и подростков клинического отдела НИИ медицинской реабилитации и курортологии Министерства здравоохранения Украины. Она добавила, что нужно ориентировать руководителей местных предприятий на работу в межсезонье. Ведь и в декабре в городе продолжают функционировать семь санаториев Минздрава Украины, два санатория Минздрава Крыма, ведомственные учреждения. Конечно же, большая часть здравниц не имеет возможности обеспечить загрузку своей базы круглый год. Поэтому им следует активнее рекламировать себя и, приспосабливаясь к новым веяниям и тенденциям, развивать спортивное и питьевое направления туристического рынка. Кроме лечения, следует позаботиться и о развлечениях для туристов. Возможно, круглогодично организовывать "Вечера на Караимской".
Прозвучали и другие предложения членов общественного совета. В частности, необходимо проводить информационную работу и обучение врачей санаториев современным методикам лечения и оздоровления; активизировать рекламную кампанию здравниц и курорта в целом; искать новые бренды курорта, которые будут актуальны и привлекательны не только летом, но и в межсезонье; уделять больше внимания качеству обслуживания.
В заключение заседания секретарь городского совета Анжела Николаенко подчеркнула, что все предложения будут учтены местными властями, а некоторые из них уже находятся в работе. Так, за счет реализации проекта "Золотое кольцо здоровья" планируется развивать спортивный туризм, к сезону 2012 года в городе откроется ряд новых объектов, в том числе и бювет. Расширяется география распространения информации о возможностях евпаторийского курорта, совершенствуются виды и методы рекламы. Однако нельзя забывать, что основной целью деятельности наших предприятий является в первую очередь удовлетворение запросов гостей, предоставление им необходимого спектра услуг соответствующего качества. Поэтому важно постоянно изучать мнение отдыхающих и учитывать их пожелания.
Анна РЯБОВА.