А также коньяком, хересом, всенародным «любимчиком» - портвейном и еще многими напитками, в названиях которых уже традиционно используются географические указания на другие страны и их области. Этот вопрос поднимался на прошедшей в начале декабря конференции виноделов Украины, состоявшейся в НИВиВ «Магарач».Дело в том, что по условиям Всемирной торговой организации, членом которой наша страна является еще с 2008 года, была достигнута договоренность о внесении нашей страной ряда соответствующих изменений в существующее законодательство, обязательных для всех членов ВТО. А пока их еще нет, Украина должна руководствоваться нормами и правилами этой организации. Использование географических названий в наименовании продукции в них очень строго регулируется законами об интеллектуальной собственности. В нашем случае под основной удар попадают виноделы, которые многие годы используют иностранные названия для своей продукции. Справедливости ради стоит отметить, что ведущие производители вина и крепких напитков соблюдают все исконные технологии, используют идентичное сырье, и наши коньяки-портвейны практически не уступают по вкусу и остальным характеристикам тем, откуда они и взяли свое начало.
Однако нормами ВТО запрещается использование географических указаний, которые вводят в заблуждение потребителей относительно места происхождения товара. При этом запрет действует даже в том случае, если указано и настоящее место происхождения (например, будет приписано, что херес произведен в Украине), если географическое указание используется в переводе и даже если оно сопровождается пояснениями, что данная продукция всего лишь имитация, вид, тип и т.п.
Правда, есть в этих строгих законах и исключения, которыми Украина могла бы воспользоваться. Так, страна-член ВТО может продолжать печатать на своей продукции чужие географические указания, если они добросовестно использовались в течение минимум 10 лет до апреля 1994 года. И для наших виноделов это подходило – история украинского портвейна, хереса, мадеры насчитывает несколько десятков славных лет популярности среди населения.
Однако здесь помешало неуклонное стремление Украины на «запад» - интегрироваться в Евросоюз. Первым этапом будущей и еще эфемерной евроинтеграции является создание зоны свободной торговли. И в ходе серьезного политического давления со стороны Европы Украина уступила право использования географических наименований других стран в своей винодельческой продукции. А это означает, что уже через 10 лет мы должны выйти на рынок с новыми наименованиями. Таким образом, единственное, что удалось отстоять – небольшой переходный период.
По словам экспертов, переход на новые наименования в любом случае будет связан с существенными финансовыми потерями для виноделов – это повлечет за собой неминуемое снижение покупок (ведь если портвейн будет называться, к примеру, вино крымское крепленое, многие не сразу поймут, что это именно тот напиток) и расходы на рекламу новых наименований. По оценкам специалистов, только в первый год потери составят около 1,5 млрд. грн. А самое страшное, что необходимость изменения коснется практически всех отечественных производителей: сегодня до 70% производителей шампанского используют именно это наименование, производители тихих вин – почти 50% географических наименований других стран, а коньяк так вообще весь именно так и называется.
При этом шанса все вернуть на круги своя у Украины уже нет. Виноделы в этом случае стали заложниками политических рвений властей. Поэтому единственный выход специалисты сегодня видят в начале перехода на новые названия. Причем чем быстрее, тем лучше. Конечно, можно сделать это и через десять лет - и в один прекрасный день на прилавках окажутся знакомые бутылки с неизвестными наименованиями, пойди разберись, где да что теперь.
А можно растянуть этот неприятный, но неизбежный процесс на все десять отведенных лет, постепенно приучая потребителей к новым этикеткам давно любимых напитков, что наверняка позволит минимизировать потери виноделов Украины. Кстати, подобные примеры уже есть – некоторые заводы пока еще шампанских вин стали называть свою продукцию «игристое вино», при этом не меняя рецептуру и технологию.
Увидите где – не пугайтесь. Скоро так будет повсеместно…Автор: Дмитрий Сербин