Михаил Кравец впервые взял в руки фотоаппарат в 16 лет.
—У товарища был немецкий аппарат «Супериконта», — вспоминает Михаил Евгеньевич. — Мы вместе с ним фотографировали. Фотоаппарат для меня тогда не был диковинкой, так как мой дед, Антон Ильич Панзо – один из первых ялтинских фотографов-портретистов. Он работал еще до революции, здесь, в Крыму, знаю, что он фотографировал Чехова. Я очень хорошо помню своего деда, когда я собирался жениться – он благословил меня с моей невестой.
Михаил Евгеньевич учился в Харькове по специальности механик холодильного торгово-технологического оборудования. До вуза служил на флоте 5 лет. Потом познакомился в Феодосии со своей второй половиной и женился. С женой прожили 52 года, в 2007 году она умерла. У супругов есть дети, внуки, правнуки.
Творческий путь Михаила Кравца, как мастера фотографии, начался случайно. Как шутит сам мэтр, не было бы счастья, да несчастье помогло.
—Я работал механиком холодильного оборудования. Ремонтировал технику на пищеблоках, торговые автоматы. Потом у меня заболела спина, и врач мне сказала, что для того, чтобы вылечиться, надо оставить свою работу хотя бы на год. Я принял решение временно уволиться. Работая механиком, достаточно серьезно увлекался фотографией. Поэтому, когда мне предложили работу в фотостудии, согласился. Но оклад у меня был 62 рубля. Такой мизерной зарплаты я не получал никогда раньше. Поэтому изначально был настроен поработать тут год, а потом вернуться на прежнее место. Но вышло все совсем не так, как планировал: я увлекся новой работой. Со своими учениками быстро нашел контакт, да и фотография затягивала все больше и больше. Но, тем не менее, оклад-то маленький, семью надо кормить, поэтому своего решения уйти на прежнюю работу спустя год я не оставил. Но директор «Дома пионеров» уговорил меня задержаться еще чуть-чуть и предложил полторы ставки. Вот я и задержался здесь на 35 лет.
Каждый год в фотостудию приходит обучаться около полусотни новых ребят. Соответственно, за тридцать пять лет Михаил Кравец выпустил больше десятка тысяч начинающих фотографов. Как говорит учитель, детям нужно показать и рассказать о предмете все, но каждый ученик выберет свое.
— У меня сейчас учится девочка, Маша Галкина, она выбирает интерьер и вписывает туда людей, причем так, что через эти фото видно внутренний мир человека, настроение, образ жизни, характер. А раньше у меня учился Дима Зюзин, сейчас работает в фотомагазине. Лучше его никто не делает пейзаж. Но портрет – это не его. Зато в пейзаже он мастер, у него много наград, есть золотая медаль за лучший пейзаж. Женя Шабаева получила медаль за жанр «человек в рабочей обстановке».
Михаил Кравец убежден, главное – это не техника, а фотограф. Аппарат может быть каким угодно: современным и дорогим, а фотографии будут плохими, и наоборот. Вот, например, Мария Галкина стала лауреатом всеукраинского конкурса, сделав снимки мыльницей. За эти свои работы она получила путевку в «Артек». Родители увидели, что фотография – это не мимолетное увлечение дочери, а серьезное занятие, и купили ей хорошую технику.
Фотограф – это не просто человек, работающий в ателье или на мероприятиях. Мастер со стажем знает, что настоящий фотограф – это прежде всего человек интеллектуальный и думающий.
—Чтобы сфотографировать человека, я должен его понять. Нельзя снять первого вошедшего в дверь. Я не могу просто показать как сесть, какую принять позу, как сложить руки и поставить ноги – и в итоге получить хороший снимок. Потому что для конкретного человека такое положение рук и ног может быть не характерно, соответственно, он изменится в лице. Вот и получается, что человек забирает свою карточку из фотоателье, смотрит на нее и думает: «Я не или не я, или не пойму кто это?».
Чтобы получился портрет, надо хотя бы в течение короткого времени понаблюдать за человеком. Это все не просто так. Я часто говорю об этом своим ученикам. И вот когда они понимают, в чем истинный смысл фотографии – тогда рождаются увлеченные любители, преуспевающие в своем деле.