— Европейский банк реконструкции и развития дает ялтинскому водоканалу 10 миллионов евро на производство работ. Обывателя же волнует в первую очередь вопрос – не повысят ли потребителям тарифы после этого?
— Наоборот, предусматривается снижение тарифа. Но давайте подойдем к тарифам с другой стороны. На сегодняшний день стоимость куба воды без стоков составляет 2 гривны 46 копеек. Это тысяча литров. То есть, за эти деньги человек 10 раз может принять ванну. Если взять минимальную зарплату и тариф на воду, то он составит всего 0,003 процента. Я считаю, что такие тарифы вполне доступны всему населению. У нас себестоимость кубометра воды составляет больше 7 гривен. А продаем мы ее за 2,46. Поллитровая бутылка минеральной воды стоит дороже. Я бы хотел, чтобы наши люди задумались над этим.
—Похоже, далеко не все отличаются сознательностью. Сколько сегодня долгов перед водоканалом у населения?
— За 9 месяцев этого года мы имеем 12 миллионов 600 тысяч убытка. Люди должны понять, что услуги Водоканала сегодня стоят настолько мизерных денег, что о них вообще не стоит говорить. Но долги населения составляют сегодня около 12 миллионов гривен. А общая дебиторская задолженность — 39 миллионов.
— Кто вам возмещает эту разницу? Ведь предприятию надо вовремя платить зарплату, делать работы…
— Никто не возмещает. Все просто удивляются, как может работать предприятие с такой задолженностью. На всем этом фоне у нас долгов по зарплате нет, по налогам нет, по кредитам и отчислениям нет. То есть, предприятие сегодня живет за счет тех средств, которые должны быть направлены на производство. Мы платим все обязательные платежи, электроэнергию и налоги, а себе ничего не остается. А мы должны купить трубы, задвижки, произвести ремонт, в должном состоянии поддерживать свои сооружения. Так как же жить Водоканалу? А качественную воду мы хотим иметь. А за счет чего увеличить качество, если мы не можем купить новые установки?
—Насколько я знаю, даже в таких сложных экономических условиях вы находите средства на модернизацию?
— Да, мы купили и установили 4 гипохлоридных установки. Сейчас еще 2 установки покупаем. Они нужны, чтобы производить обеззараживание воды хлором, чтобы не было никаких загрязнений. Это именно то, что называется услугой качества. Получается, что мы делаем все возможное, а люди, которые должны нам платить хотя бы ту мизерную плату, которая установлена, они и этого не делают.
— Как вы боретесь с должниками?
— Предупреждаем, производим отключения, подаем иски в суд. Есть у нас система, когда отключается канализация, и не надо даже заходить в квартиру к должнику. Но мы иногда не знаем, что делать с людьми? Часто случается, что мы приходим отключать, а навстречу выходит бабушка и рассказывает о своих проблемах. Все, что касается отключений – это очень сложно.
—Мне кажется, что ялтинцы уже привыкли, что вода у нас подается без сбоев, во многих районах круглосуточно, и воспринимают это как должное, забывая вовремя платить…
— Да, к сожалению, это так. Водоканал для потребителя – не предприятие жизненно важного обеспечения, как теплосеть, горсвет, а нас почему-то поставили на четвертое место после газа, света и тепла. Хотя первоисточник всей жизни на Земле – это все-таки вода. Ни тепло, ни газ, ни свет – ничего без воды не производится. Электроэнергия для промышленности дорожает каждый месяц, а вода не дорожает ни на копейку.
— Может быть, предприятию стоит активнее бороться с должниками, чаще их отключать за несвоевременную оплату?
— Я считаю, что надо акцент делать не на этом. Ведь что такое борьба с должниками — приходится ездить, тратить бензин, трудосилу, средства, время, которые можно было бы направить на ремонт сетей, строительство колодцев и всего остального. На это все уходит время: вначале должника отключить, а потом ехать опять и их подключать. Хочу сказать одно: платите, люди, и не будет никаких вопросов. У нас, к примеру, работает больше ста контролеров, их фонд оплаты труда составляет 440 тысяч гривен. Если бы население было более добросовестным, то это службу можно было бы упразднить или сократить, а сэкономленные средства пустить на модернизацию.
—Недавно ялтинский водоканал объявил так называемую амнистию тем, кто незаконно врезался в систему водоснабжения. Расскажите об этой акции подробней.
—Вся работа Водоканала настроена на то, чтобы не отключить потребителя, а оказать ему качественную услугу. До 20 ноября мы объявили амнистию: мы приглашаем всех, кто незаконно подключился, если у кого-то нет каких-то документов и кто-то хочет получить воду официально, подписать договор – идите к нам, никаких штрафных санкций в это время мы налагать не будем. Мы написали это объявление на билбордах, троллейбусах, в газетах. Люди идут, но не очень много. Или не верят или боятся. Или срабатывает сезонный момент: те, кто подключены неофициально – разъехались в другие города.
Я хочу еще раз напомнить: у нас дешевле воды ничего сейчас вообще нет. Поэтому очень важно вовремя производить оплату.
Кстати, вы знаете, что в Европе нет должников по воде? Самое богатое и красивое здание в Барселоне – это здание местного водоканала, выполненного в форме капли воды. Там если ты не платишь за воду – ты ее просто не получаешь. У нас же многие считают, что вода из крана льется бесплатно.