— Насколько я знаю, вопрос о сотрудничестве с Европейским банком поднимался очень давно, несколько лет назад. Почему так долго он решается?
—Да, впервые о кредите ЕБРР заговорили в 2007 году. Я не могу сказать, какие там были подводные течения и почему так долго не выделялись деньги. Отмечу, что к вопросу кредитования Европейский банк относится очень серьезно. Перед этим у нас работала аудиторская фирма, которая проводила аудит деятельности предприятия с привлечением аудиторской компании «Грант Торнтон». Мы заплатили несколько тысяч долларов за то, чтобы она проверила всю нашу финансовую деятельность. Потом работала фирма «Кови», которую нанял банк. Она полностью провела обследование хозяйства предприятия. Хочу отметить, что эта Программа достаточно серьезная, она рассчитана на 15 лет. ЕБРР выделяет нам первый транш в размере 10-ти миллионов евро, и еще мы выиграли грант Шведского агентства международного развития (SIDA) на 5 миллионов, которые нам беспроцентно отдадут. Эти 15 миллионов будут поступать к нам в течение трех лет.
— Когда начнется первое поступление денег?
— Возможно, даже в этом году. 15 декабря представители ЕБРР должны подписать соглашение. Срок кредита рассчитан на 10-12 лет. Гарантом выступает Совмин Крыма. Льготный период длится 3 года. Процентная ставка составляет 4,6 процента с возможностью снижения в зависимости от кредитного рейтинга Украины и АРК. Комиссия за досрочное погашение кредита составляет 1,5-2 процента, за несвоевременную оплату – 2 процента.
— Куда вы будете в первую очередь вкладывать эти средства?
— Сейчас «КрымНИИпроект» делает проектные работы по основным направлениям, которые будут финансироваться за счет средств ЕБРР. Определено порядка 11 объектов. Это переброска реки Каспана в водохранилище Счастливое для того, чтобы иметь полностью запас воды и экономить электроэнергию, не перекачивая воду из Загорского водохранилища в Счастливое. На эти работы будет затрачено 3 миллиона 109 тысяч евро. Это санация водоводов от Счастливенского водохранилища до тоннеля — порядка 697 тысяч евро. Предусмотрена реконструкция канализационных станций, санация канализационных коллекторов, замена внутриквартальных сетей водопровода на 2 миллиона евро. Реконструкция насосной станции Ялта обойдется в 2 миллиона 700 тысяч евро. Также в программу включена модернизация Ялтинских канализационных очистных, Гурзуфских и Симеизских.
—Почему в этом перечне нет строительства второй нитки тоннеля, о необходимости которой так много говорили?
— Вторая нитка тоннеля идет по другой программе. Сейчас там уже приступают к выполнению работ. Был проведен тендер 19 октября, который выиграло СУ-528. 31 октября на объекте тоннельного водовода ЮБК начались работы.
— А какой объем работ там и кто их финансирует?
— Это деньги государственные. Туннель протяженностью 7,2 километра, сделали 2,2. Осталось освоить 43,9 миллиона, чтобы доделать тоннель до сбойки. Сбойка – это когда участок с одного тоннеля можно переключить на другой. А тот вывести из работы. Хочу напомнить, что тоннель у нас введен в эксплуатацию в 1961 году. И это единственная артерия, по которой идет вода из основного источника в водохранилище Счастливое. И если что-то с этим тоннелем случится, то мы сразу лишимся 11 миллионов кубометров воды. Местные источники, естественно, такие как Массандра, Уч-Кош, Учан-Су не смогут дать полного обеспечения воды.
—Сколько всего нужно денег, чтобы сделать вторую нитку тоннеля?
—Я разговаривал с разработчиком — примерно 350 миллионов гривен необходимо на эти работы. Эта чтобы достроить тоннель. Сейчас мы осваиваем 10 миллионов гривен. Схема такая – снизу идет строительство второго туннеля. Сделали часть – 2,2 километра. Теперь на эти 2,2 километра в месте сбойки воду можно перенаправлять, а освободившийся участок действующего тоннеля начинать ремонтировать. Потом, когда сделают второй тоннель еще дальше, будет еще одна сбойка. Можно переключать воду сюда и дальше ремонтировать первый туннель. И так постепенно, шаг за шагом, переходим на эксплуатацию второго тоннеля, а первый ремонтируем. У нас становится два источника, что увеличивает надежность в два раза.
Продолжение следует.
О том, не повысят ли тарифы для населения из-за взятого кредита, как ялтинский водоканал борется с должниками и почему в Европе нет даже такого понятия – «должник», мы расскажем в следующем номере нашей газеты.