—Лидия Петровна, как вы попали в Дом книги?
—Я приехала в Ялту в 1971 году, как раз к открытию Дома книги в Ялте. Меня распределили после учебного заведения. Вместе со мной приехало больше десяти молодых специалистов, но до сегодняшнего дня из тех, с кем мы его открывали, осталась я одна.
—Как вы начинали свой трудовой путь? Есть разница между тем, как было четыре десятка лет назад и сейчас?
—Я работала продавцом, но в первое время было непросто. Во-первых, Дом книги только открыли, и мы не только занимались тем, что продавали книги, но и планировали, куда какие поставить стеллажи, где какие отделы расположить, как выставить книги. Работы было очень много. Во-вторых, все, кроме нашего тогда директора Нелли Анатольевны Полевой, были молодыми, имели знания только теоретические. И все, чему нас учили, мы с радостью применяли на практике. Помню, что литературу раскладывали по отделам: политический, технический, естественные науки, сельское хозяйство, медицина. На втором этаже была художественная и детская литература, ноты.
—Как изменился покупательский вкус за эти годы?
—Раньше художественной литературы поступало мало. Поэтому интерес к ней подогревался дефицитом. Сейчас выбор художественной литературы очень широк, люди с интересом берут как эти книги, так и тематические: медицинскую литературу, научную. Большой популярностью пользуются детские издания и брошюры по школьным экзаменам.
—А как изменились сами книги?
—Детская литература стала более красочная и яркая. Очень много необычных книг: картинки не просто нарисованные, а изображены целые орнаменты, которые можно потрогать, они тактильно выделяются на фоне текста. А еще сейчас просто огромный выбор литературы. Я помню, в советские годы приобретение хорошей книги – это был праздник, литература была в дефиците. А сейчас разнообразие печатных изданий очень широко, можно купить почти все, что хочется и даже чуть больше.
—За все время, наверное, очень много книг прошли через ваши руки. Успеваете ли прочитать или просмотреть поступающую литературу?
—В большинстве случаев успеваю только просмотреть. Прочитать все невозможно, книг очень много, на все времени не хватит.
—А какой литературе отдаете предпочтения? Что берете почитать для души?
—Мне лично нравятся исторические романы, с удовольствием читаю любовные и женские романы. Но в течение многих лет я работала в техническом отделе, поэтому серьезных книг перечитала немало. Я очень люблю русскую классику 19-20 века. Если у нас появляются новые такие книги – стараюсь прочитать. Естественно, со многими произведениями я знакома с юности, но люблю перечитывать в сознательном возрасте – это совершенно другое восприятие. И только после классики я читаю современных авторов. Любовные романы – абсолютно непринужденное чтение, позволяющее расслабиться и не задумываться над глубоким содержанием текста.
—А есть среди посетителей магазина те, кто часами читает книги и уходит, так ничего и не купив?
—Да есть, мы их называем читателями. Если они аккуратно смотрят книги, то им не мешаем. Возможно, сейчас у человека нет денег приобрести литературу, а через неделю или месяц он вернется и купит, если, конечно, не опоздает. А бывает, что к нам приходят люди и сразу просят дать им такую-то литературу, говоря при этом: «Вот, мне соседка рассказывала, что смотрела тут книжку, а я хочу ее купить».
—40 лет на одном месте это ведь непросто. Не надоедает однообразная работа?
—Если бы она мне надоела, то я бы тут не работала. Здесь остаются те люди, которые любят книгу.
—У вас дома много литературы?
—В советские годы я покупала очень много книг, сейчас меньше. Но так вышло, что всю библиотеку я подарила своим родственникам. Я знаю, что они читают книги, поэтому спокойна за сохранность и полезность изданий.
—Что вы хотите пожелать нашим читателям?
—Читателям газеты, как и читателям книг, я хочу пожелать не терять любовь к бумажному тексту, и прививать своим детям вкус к чтению с самого раннего возраста. Если малыши будут неразлучны с книжкой, то в течение жизни они откроют для себя интересный и познавательный мир, будучи при этом образованными и грамотными людьми.