Каждый автолюбитель когда-то заканчивал автошколу, где штудировал перед экзаменом в ГАИ маленькую книжицу —Правила дорожного движения. С годами в памяти стираются все тонкости, особенности и подробности. Попробуйте через пять лет после окончания автошколы назвать минимальную высоту рисунка протектора автопокрышки или правила разъезда на перекрестке с трамваями, которых в Ялте вообще нет. Слабо? Но и это еще не все. За последний год Кабмин внес не меньше двух десятков изменений в эти самые правила, приблизив порядок езды по дорогам к европейским стандартам. Наша газета решила помочь ялтинским водителям кратко ознакомиться с последними новинками дорожного движения.
Наконец-то водители мопедов, велосипедистов и электромобилей стали полноправными участниками дорожного движения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем, для мопедов с объемом двигателя до 50 кубиков и электромобилей до 4 кВт ввели новую категорию водительского удостоверения — А1. Также всех водителей двухколесного транспорта обязали ездить в шлеме.
Обновленная версия пункта 2 ПДД требует от человека за рулем всего два документа — удостоверение водителя и регистрационный документ на транспорт. Вообще, постановление Кабмина №1029 от 26 сентября 2011 года значительно облегчило жизнь автолюбителям. Больше не нужны доверенность при передаче автомобиля другому лицу и какие-либо документы на перевозимый груз, путевой лист и наличие талона о прохождении техосмотра.
Особого внимания в обязанностях водителя заслуживает пункт 2.4, где водитель обязан предъявить для проверки документы, а не передать их сотруднику ГАИ. Если у вас требуют водительское удостоверение, вы его показываете, не выпуская из своих рук. Аргумент гаишника, что вы не подчиняетесь его требованию отдать ему документы — не более чем безграмотный блеф. Конституционный Суд Украины установил, что административной ответственности за неподчинение работнику милиции нет. Прошу не путать со злостным неподчинением. Это уже наказуемо.
В том же пункте 2.4 подпункт «В» появилось интересное дополнение, согласно которому работник ГАИ имеет право «… провести с использованием специальных приборов проверку технического состояния транспортных средств, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному техническому контролю». Тут надо уточнить, что обязательный техосмотр оставили для транспорта, используемого в коммерческих целях, а также перевозящего пассажиров, опасные и крупногабаритные грузы. Следовательно, личный автомобиль проверять на дороге, даже при наличии приборов, коих в ГАИ пока нет, нельзя.
Правительство подняло возрастную планку для управления автобусом, трамваем и троллейбусом с 21 года. И правильно сделало. В Ялте были случаи, когда, решив сделать себе выходной, водитель маршрутки сажал вместо себя 18-летнего сына. Теперь такие номера не пройдут. На мопедах и мотоциклах теперь можно ездить с 16-ти лет, на всех типах легковых и грузовых автомобилей — с 18-ти, а с прицепом — с 19-ти лет. Ездить по дорогам на велосипеде теперь можно с 14 лет.
Интересная новация предусмотрена пунктом 3,5 правил. Мимо стоящей на обочине или дороге патрульной машины с включенным синим маячком надо проезжать, сбросив скорость до 40 километров в час. Ранее министр внутренних дел своим приказом обязал наряды ГАИ передвигаться во время несения службы с включенной синей мигалкой. Так что теперь, перед каждой патрульной машиной в городе или на трассе надо проезжать, не спеша?
Хотя уже 14 сентября этого года министр зарегистрировал приказ МВД №618, где в пункте 9,4 требование нести службу на служебном транспорте с включенным синим сигналом исключено.
Позаботились в новых правилах о качественной подготовке будущих водителей. Сдавать экзамены в ГАИ экстерном больше нельзя. Чем раньше охотно пользовались депутаты, топ-чиновники, их дети и родственники, а также те, у кого есть деньги. Нельзя теперь обучать вождению в индивидуальном порядке на своем авто. Только на специально оборудованной машине под руководством «специалиста по подготовке водителей».
Вместо привычных пяти категорий транспортных средств и пяти категорий водительских удостоверений введено 15 категорий. К примеру, А1 — мопеды и мотоциклы с объемом двигателя до 50 кубиков, В1 — квадроциклы, мотоциклы с коляской и другой трех- и четырехколесный транспорт массой до 400 кг. Если у категории появляется приставка Е, значит, транспортное средство может двигаться с прицепом более 750 кг. Своей категорией Т обзавелись водители троллейбусов и автобусов. С одной стороны, новая классификация более точно определяет вид транспорта. Но с другой — за открытие каждой категории придется платить.
Кратко подводя итоги, можно сказать, что обновленные ПДД стали на шаг ближе к европейским стандартам и несколько облегчили жизнь как водителям, так и гаишникам. Единственное, чего нельзя учесть никаким нормативным актом, это низкая культура участников дорожного движения. Возможно, поэтому по количеству погибших в ДТП Украина лидирует среди европейских стран.