На прошлой неделе в медиа-центре «IPC» в Симферополе состоялась пресс-конференция руководителей налоговой администрации Крыма. С одной стороны, мероприятие привычное и достаточно стандартное, с другой – это событие вызвало несколько больший, чем обычно, интерес, и не только благодаря теме обсуждения. Дело в том, что впервые в пресс-конференции приняли участие журналисты и общественность из других городов Крыма, находясь в таких же медиа-центрах «IPC» в Ялте, Джанкое, Евпатории, Феодосии. Видеосвязь и эффект присутствия были достигнуты благодаря сети Интернет.Прежде всего первый заместитель председателя ГНА в АРК Сергей Крюков рассказал об основных итогах работы крымских налоговиков за первые 4 месяца текущего года.
По его словам, положительная динамика наблюдается по всем направлениям: в государственный бюджет было собрано почти на 23 млн. грн. больше - 707 млн. грн. Поступление основных бюджетообразующих налогов, НДС и налога на прибыль также увеличилось на 39% и 30% соответственно.
Не столь значительный, но все же заметный рост прослеживается в поступлении в местные бюджеты крымских городов таких основных налогов, как НДФЛ и плата за землю. Кроме того, в республиканский бюджет уже собран 1 млрд. 44 млн. грн. акцизного сбора, что на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Экономическая ситуация в стране оживилась, наши крымские предприятия адаптировались к новым условиям работы – за последнее время их валовые доходы выросли на 130%, темп роста начисления налога на прибыль составил уже 232%, - отметил Сергей Крюков.- Вопреки прогнозам, что малый бизнес будет закрываться, количество предпринимателей выросло на 2 тыс. человек. Оттока субъектов хозяйствования, в том числе среди малого предпринимательства, мы не наблюдаем.
По словам представителей налоговой администрации Крыма, в настоящее время основными направлениями деятельности налоговой службы является разъяснительная работа, повышение уровня добровольной уплаты налогов и минимизация необходимости непосредственного общения налогоплательщиков и налоговиков – более 70% предприятий уже перешли на отчетность в электронном виде.
Но и контрольную функцию налоговой службы тоже пока еще никто не отменял. С начала года крымские налоговики вернули в бюджет 51 млн. грн., легализовали труд 4,5 тыс. наемных работников, по линии налоговой милиции возбудили 52 уголовных дела.
Как рассказал Сергей Крюков, в основном отрабатываются предприятия, которые входят в так называемую группу риска – занимаются транзитными или конвертационными операциями. Этот процесс является взаимовыгодным для обеих сторон - предприятия в полном объеме декларируют свои налоговые обязательства, специалисты анализируют финансово – хозяйственную деятельность отдельных СХД и помогают добросовестным налогоплательщикам отказаться от сомнительных сделок.
Большое внимание уделяется и борьбе с выплатой заработной платы «в конвертах».
- Мы же понимаем, что в сфере торговли или транспортной отрасли на полставки и тем более на 0, 25 ставки люди не работают, значит основной доход выплачивается нелегально, - отметил первый заместитель председателя ГНА в АРК. - У нас есть свидетельства бывших сотрудников некоторых предприятий, которые рассказывали, что по приказу работали 2 часа в день, а фактически 10-12 часов. Я думаю, что после этого курортного сезона многие поймут, что этого делать не стоит.
В качестве примера представители налоговой администрации привели случай в Бахчисарае. Руководитель одного из предприятий не выплачивал себе заработную плату более трех лет, а своим сотрудникам выплачивал на уровне минимальной. Работники налоговой инспекции определили факт нарушения законодательства, проанализировали уровень жизни - движимое и недвижимое имущество - и определили заработную плату за те годы, когда он ее официально не показывал. Сейчас это дело находится в суде. Как заверили участники пресс-конференции, налоговые органы настроены очень решительно и намерены в этой ситуации идти до конца.
- В решении проблемы заработной платы «в конвертах» есть позитив, - подвел итог обсуждению этого вопросам председатель налоговой администрации Крыма Владимир Охрименко. - Но и проблема остается.
Большая часть пресс-конференции была посвящена теме туристического сбора, который появился в нашем государстве с принятием Налогового кодекса. С одной стороны, этот платеж назвать «новым» можно достаточно условно. До 1 января 2011 все официальные базы размещения уплачивали курортный сбор, близкий по сути и по механизму перечисления в бюджет к туристическому. Наверное, именно поэтому проблем с взиманием туристического сбора в санаториях, гостиницах и пансионатах, которые, можно сказать, автоматически становятся налоговыми агентами, практически не возникает. Согласно данным на 10 мая, в Крыму из 570 потенциальных налоговых агентов - юридических лиц уже официально определены 472, из них: в Ялте – 105, в Евпатории – 80, в Феодосии – 40.
Также утверждены 36 коммунальных предприятий, в Ялте - 12, для взимания туристического сбора с неорганизованных отдыхающих. Работа с этой категорией туристов, а соответственно, и с собственниками домовладений, где они останавливаются, вызывает сегодня больше всего вопросов, которые в первую очередь должны решить местные органы власти.
ГНА в АРК разработала специальную дорожную карту, в которой содержится полная информация о механизме взимания туристического сбора и рекомендации для городских и поселковых советов по организации этой работы.
На сегодняшний день в 124 крымских городах приняли решение о взимании туристического сбора, установив максимальную его ставку 1%.
- Мы предложили местным органам власти закрепить за конкретными территориями и домовладениями определенных налоговых агентов, - говорит Людмила Ельцова. - В начале марта мы провели инвентаризацию и собрали данные обо всех домовладениях Крыма, которые потенциально могут быть использованы для расселения отдыхающих. Это более 10 тыс. граждан, которые ранее работали, приобретая временные патенты.
Мы предлагаем властям на местах также создавать такие реестры и, возможно даже, выдавать людям справки о том, что они сдают жилье внаем. Также рекомендуем, чтобы представитель налогового агента раз в неделю посещал свои подопечные объекты, дома, квартиры и на основании информации, которую предоставит собственник жилья, взыскивал туристический сбор.
- Задача налогового агента - сделать раз в неделю обход своих адресов, чтобы установить наличие новых отдыхающих, - добавил Владимир Охрименко. – Туристический сбор взимает не владелец жилья, а налоговый агент, и не с квартиросдатчика, а с лица, которое пользуется услугами временного проживания.
При этом председатель ГНА в АРК отметил, что, с точки зрения имиджа крымского курорта, гораздо проще и выгоднее было бы взимать туристический сбор с собственников жилья внаем, чтобы не было дополнительных неприятных раздражителей для приезжих, тем более что и сумма сбора не такая уж большая.
К тому же, как объяснила Людмила Ельцова, хоть плательщиками туристического сбора и являются граждане, прибывшие на отдых и воспользовавшиеся услугами по временному размещению, но ответственность за его неуплату несут собственники жилья, в котором проживают туристы.
В том случае, если сдача жилья внаем не оформлена в соответствии с требованиями законодательства, в дело вступает налоговая милиция и милиция министерства внутренних дел. Сотрудники этих структур могут организовать поселение в частный дом или квартиру, зафиксировать факт получения денег, составить административные материалы и направить их в суд, который, свою очередь определит степень вины и меру наказания. Как правило, квартиросдатчики – нарушители отделываются штрафом. Как признался Владимир Охрименко, изъятие домовладения хоть и определено законом, но суд такое кардинальное решение еще ни разу не вынес.
Отвечая на вопросы из Ялты, руководство налоговой администрации автономии заверило местных предпринимателей, что десант прикомандированных налоговиков из других регионов страны в этом году не предвидится, а проверки предпринимателей, торгующих на местных рынках, приостановлены до 1 июля. Ялта наверняка задала бы и больше вопросов, но, к сожалению, время, выделенное для участия в общекрымской пресс-конференции, было ограничено – надо было дать слово и другим городам. Пожалуй, лишь этот момент несколько омрачил первое впечатление от первой Интернет - конференции. Наверняка этот опыт стоит продолжать, расширять аудиторию для общения - возможно, тогда и добросовестных налогоплательщиков станет больше.Автор: Яна Коваленко