Новый Налоговый кодекс для всех украинских курортно-туристических городов приготовил сюрприз в виде нового сбора — туристического, а также четко определил, кто и каким образом имеет право его взимать. Начальник квартирно-посреднического бюро Олег Лехманик уверен, что с введением турсбора и определением ряда лиц, которые имеют право собирать этот сбор, рынок «черных маклеров» станет прозрачным, то есть «белым»— Решением 6-й сессии Ялтинского городского совета КП ЯГС «Квартирно-посредническое бюро» стало одним из налоговых агентов, кто будет взимать туристический сбор. Схема работы уже утверждена?
— Наше предприятие и раньше занималось учетом прибывших в Ялту отдыхающих. В разных районах города стояли павильоны, где туристы регистрировались и платили курортный сбор, который составлял 1,70 гривны. Теперь этот сбор трансформировался в туристический. Совместно с представителями налоговой инспекции, отдела экономики Ялтинского горсовета мы разработали концепцию и схему взимания сбора.
Совсем скоро в районе троллейбусной станции откроем новый, отремонтированный офис, где прибывшие отдыхающие смогут зарегистрироваться и выбрать жилье. Кроме этого, по городу в местах массового скопления людей будут стоять павильоны по оказанию аналогичных услуг. Это будут городские туристско-информационные центры. Здесь приезжие смогут зарегистрироваться, получить карту гостя, выбрать жилье. То есть рынок «черных маклеров» в Ялте исчезнет, а услуги по расселению станут прозрачными и понятными и, что более значимо, — будут предоставляться на законных основаниях.
— Какова схема прозрачной сдачи жилья?
— Есть собственники частных домовладений, мини-гостиниц, а есть маклеры. С каждым из них КП ЯГС «Квартирно-посредническое бюро» будет работать по разработанной и утвержденной Ялтинским горсоветом схеме. Начнем с частных домовладений. Схема такова: собственник жилья заключает с нашим предприятием договор. Для этого человек оформляет карточку объекта, который сдает внаем, где указывает свои данные, адрес, площадь, описывает условия проживания (телевизор, телефон, наличие парковочного места, под ключ или нет, и так далее), а также по возможности прилагает ракурсные фотографии жилья. Эту информацию мы вносим в свою базу данных. Таким образом мы создаем единую для всего города законную локальную сеть, то есть в любом туристическо-информационном центре прибывший отдыхающий сможет выбрать жилье на свой вкус и цвет. Эту же базу данных жители других городов смогут просмотреть на нашем сайте, чтобы заранее забронировать подходящее жилье.
— Скажите, а почему собственнику жилья, которое он сдает внаем, выгодно работать именно с КП «Квартирно-посредническое бюро»?
— Все просто: в договоре, которое он заключает с нашим предприятием, будет прописано, что за поселение КП взимает с собственника 5% от стоимости проживания, в то время как нелегально работающие маклеры берут минимум 10-20%. Помимо этого владелец жилья обязан заплатить официальные платежи: туристический сбор (1% от стоимости проживания), 15% НДФЛ, 16,78 гривны с каждого койка-места за вывоз мусора (взимается раз в месяц), 10 гривен — единоразовый взнос с каждого койка-места за услуги коммунального предприятия.
— Какова схема работы с владельцами мини-гостиниц?
— В Налоговом кодексе есть четкое понимание того, что если в домовладении, которое сдают внаем, более десяти койка-мест, то отношения собственника и власти строятся совсем в другом формате. Владелец мини-гостиницы обязательно становится субъектом предпринимательской деятельности, после — регистрируется в разрешительном центре Ялтинского горсовета, затем — пройдет сертификацию объекта.
— Не оттолкнет ли вся эта бюрократия собственников мини-гостиниц?
— Мы понимаем, что курортный сезон на носу, сроки оформления документов сжаты до невозможности. Нам все идут на уступки. Так, в налоговой инспекции срок оформления СПД уменьшили до трех дней, в разрешительном и сертификационном центрах документы можно забрать уже через пять дней вместо положенных 15. На кону курортный сезон, поэтому сейчас все работают в полную силу.
— Маклеры также станут субъектами предпринимательской деятельности?
— Безусловно. Но маклерство — это самая сложная и самая щепетильная тема. Мы все прекрасно знаем, что в Ялте живут за счет курортного сезона. Нам неважно, на каких условиях сотрудничают маклеры и собственники жилья. Но каждый маклер также должен платить налоги. И это не нововведение, это принцип, по которому живут везде: заработал — отдай десятину. Поэтому у КП ЯГС «Квартирно-посредническое бюро» есть типовой договор для сотрудничества с маклерами, после подписания которого он переходит из ранга «черных», работающих нелегально, в ранг «белых» маклеров. Получает пакет документов. Такой договор не означает, что коммунальное предприятие будет ущемлять маклерские права. Вовсе нет. Маклер вполне может работать на своей базе данных, но обязательно информировать налогового агента (то есть КП ЯГС «Квартирно-посредническое бюро) о заселенных площадях, количестве койка-мест и так далее. К тому же маклер должен будет проконтролировать, чтобы собственник жилья заплатил обязательные платежи.
К тому же, документы маклеров, дабы избежать мошенничества, будут постоянно проверять мобильная группа, в состав которой войду представители налоговой инспекции, УВД, ГАИ и так далее. В этом году мы будем работать жестко и слаженно.
— Какие недоработки остаются на сегодняшний день проблемными?
— Самая главная недоработка — информационная. И не потому, что мы не хотим делиться информацией, а потому, что мы сами еще оттачиваем новый механизм. В дальнейшем, на билл-бордах и сити-лайтах в городе и на трассе мы разместим наглядные схемы, где нарисован механизм работы КП «Квартирно-посредническое бюро» с квартиросдатчиками, владельцами мини-гостиниц и маклерами.
— А как обстоят дела в других крымских городах с механизмами взимания туристического сбора? Все ли готовы к курортному сезону?
— На заседании исполнительного комитета Ялтинского городского совета 28 апреля утвердили пакет документов, с которыми будет работать КП ЯГС «Квартирно-посредническое бюро», а также определили тарифы — рекомендованную минимальную цену за койка-место в сутки в сезон и межсезонье. Но прежде, чем разработать концепцию, мы общались с властями других крымских городов, обменивались опытом. Могу заверить, что механизм взимания туристического сбора — это коллективное творчество. В Ялте схема уже определена, в Судаке, Алуште, Евпатории — на подходе. В поселках Большой Ялты квартирно-посреднические бюро взяли за основу нашу схему работы.
— Будут ли получать зарегистированные туристы какие-то привилегии?
— Конечно. При условии, что прибывший отдыхающий зарегистрировался, он получает «Карту гостя», где указаны фамилия, имя, отчество прибывшего, срок пребывания, территориальная единица (Ялта, Ливадия и так далее). При наличии такой карты, гость нашего города получает привилегии в тех местах (бары, кафе, рестораны, сувенирные лавки, магазины, экскурсии, кинотеатры и так далее), где наклеены логотипы «Карты гостя» скидки на товары и услуги. Размеры скидок мы, к сожалению, указать заранее не можем, потому что каждый предприниматель будет устанавливать привилегии отдельно. Но оговоорюсь, что обладатели «Карты гостя» смогут питаться, развлекаться и отдыхать в заведениях курорта на 10-15% дешевле, чем незарегистированные туристы.
Если все городские службы будут работать слаженно единой командой, то вместе мы сможем создать комфортные условия для хорошего отдыха туристов! А самое главное — обеспечим наполняемость бюджета города!