История с новым Налоговым кодексом по значимости для каждого жителя Украины затмила в 2010 году даже выборы — и президентские, и в местные советы, хотя и стала их непосредственным следствием. Потому что власть меняется, а вот налоги должен платить каждый – чисто теоретическиКоличество, не перешедшее в качество
Первый вариант Налогового кодекса правительство представило на рассмотрение Верховной Рады в начале лета. Принятый 17 июня в первом чтении законопроект «пошел в народ» для всеобщего обсуждения. Как обещалось, с учетом всех полученных замечаний и предложений будет сформирован окончательный вариант кодекса. Но 7 сентября первый вариант сняли с рассмотрения как «несовершенный», и через две недели Верховной Раде презентовали его «улучшенный» вариант. Но как-то так получилось, что до дня голосования 18 ноября текст уже вроде бы улучшенного кодекса претерпел еще более значительные изменения. И именно эта редакция закона вызвала массовые акции протеста, реакцией на которые стало ноябрьское вето Президента и — вновь изменения в тексте. И вот мы имеем уже подписанный, вновь переделанный Налоговый кодекс, подписанный Виктором Януковичем 3 декабря.
Как известно, основным камнем преткновения стал так называемый единый налог, который в одном из вариантов Кодекса, самом скандальном, был отменен как факт. В итоге сама по себе упрощенная система налогообложения осталась, точнее, остался без изменений указ Президента Украины № 727/98 от 3 июля 1998 года «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Остался, как гласят заключительные положения Налогового кодекса, до внесения изменений в статью XIV кодекса, которая как раз и касается единоналожников.
До ветирования Президентом кодекс содержал такие положения, которые отменяли право работать по упрощенной системе налогообложения не только агентов по недвижимости, то есть риэлторов, но и страховых агентов, тех, кто оказывает консалтинговые услуги, а также торгующих в розницу через Интернет — своеобразная компания исключенных из «единщиков» получается. Подразумевалось, видимо, что никаким волшебным образом нормально работающее агентство недвижимости ее сможет не зарабатывать менее 500 тысяч гривен в год, а значит, и нет смысла предусматривать «упрощенку» для богатых торговцев чужой недвижимостью.
Цифры, проценты и дивиденды
Итак, как же на сегодняшний день, точнее, на конец 2010 года, выглядит налоговое законодательство страны, в которой мы имели редкое счастье родиться? Выглядит оно странно: благие намерения наполнить бюджет страны теряются на фоне жестких норм, которые так и подталкивают налогоплательщиков не платить даже то, что раньше с трудом, но могли себе позволить. Даже с учетом того, что упрощенная система налогообложения осталась, все же изменения в законодательстве значительно повлияют на средний и малый бизнес, а значит, в итоге — на всех граждан.
С 1 января 2011 года налог на доходы физических лиц, ранее уплачиваемый по единой ставке 15%, для тех, кто имеет месячный доход более чем десять минимальных зарплат, будет составлять 17%. Грозит это тем, у кого официальная зарплата превышает 9 200 гривен. Таких немного, и вряд ли станет намного больше – как минимум в целях экономии разницы в 2%.
С 2015 года все, кто имеет вклады в банках — а, несмотря на кризис и все с ним связанное, такие имеются — будут уплачивать государству 5% дохода от депозитов. Банковские учреждения имеют в своем распоряжении четыре года, чтобы придумать, как не потерять вкладчиков. Что интересно, в данном случае государство поступило сравнительно гуманно: сравнительно с другими странами, где налог на доход от депозитных вкладов составляет до 30%. И что-то логичное именно в этом налоге есть, так же, как и в снижении с 15% до 5% налога на дивиденды для акционеров и пайщиков корпоративных инвестиционных фондов — такая норма тоже прописана в Налоговом кодексе.
Годами обсуждаемый и изменяемый налог на недвижимость все-таки появится. Его ставки будут определять органы местного самоуправления, но в определенных рамках. Для квартир площадью от 120 квадратных метров до 240 квадратных метров и для домов площадью от 250 квадратных метров и до 500 квадратных метров ставка налога за квадратный метр площади не может превышать 1% от минимальной зарплаты по состоянию на начало года. Недвижимость меньшей площади налогом не облагается вообще, большей — исходя из максимума в 2,7% от «минималки» на 1 января отчетного года.
Налог на прибыль и налог на добавленную стоимость будут уменьшаться год от года. Налоговый кодекс вводит постепенное уменьшение НДС, уже в 2014 году он составит не 20%, а 17%. Налог на прибыль за три года уменьшится с 25% до 16%. Это уже как-то обнадеживает и оставляет надежду на то, что уже через пару-тройку лет будет проще заплатить налоги, в не выдумывать схемы обхода непомерных поборов.
Упрощенная система налогообложения (во всяком случае, до изменений, а будут ли они — покажет только время), пока работает все в тех же рамках: физлица-предприниматели платят его по максимальной ставке 200 гривен, нанимая до 10 работников, и имеют максимальный оборот до полумиллиона в год, причем без кассового аппарата. Юридические лица, желающие работать по упрощенной схеме налогообложения, имеют право на миллионный оборот и максимум на 50 наемных сотрудников.
Очень приятно, что более чем два десятка видов деятельности, изначально вычеркнутых из списка «единщиков», в том числе и риэлторы, пока остаются при своих правах. А также рекламисты, юристы, бухгалтеры, продавцы подакцизных товаров и он-лайн-торговцы. Приятно минимум потому, что именно по этим 20 видам деятельности легко отследить, какие отрасли считаются самыми процветающими: значит, теоретически агенты по недвижимости могут равняться по доходам с организаторами азартных игр и финансистами.
Неожиданное следствие
В последнем варианте Налогового кодекса кроется не самое на первый взгляд заметное ограничение, которое грозит косвенным образом все-таки ударить по плательщикам единого налога, а в конечном счете, и по потребителю. С началом нового года запрещено вносить в состав расходов затраты на приобретение у физических лиц-предпринимателей товаров, работ, услуг и других как материальных, так и нематериальных активов. Так что теперь, например, предприятие на общем налогообложении, покупая сырье у «единщика», не сможет уменьшить на сумму покупки свой налогооблагаемый доход. А отсюда вытекает то, что с плательщиками единого налога работать становится совершенно невыгодно. Этот момент будет иметь как минимум два следствия: первое — многие плательщики единого налога лишатся покупателей в лице предприятий на общем налогообложении, а значит, могут смело закрываться. Второе — массово станут появляться «контрагенты»-посредники, которые единственным видом своей деятельности будут иметь создание схем уклонения уплаты налогов. Так, кодекс все-таки разрешает относить в затратную часть средства, потраченные на приобретение товаров и услуг у плательщиков единого налога, если они касаются информатизации, а кроме того, издержки на консалтинг, маркетинг и рекламу от нерезидентов, если они не превышают 4% выручки. В чем тут выгода для государства и почему это положение должно способствовать увеличению наполнению бюджета — конечной цели налоговых реформ — непонятно.
Сергей Ярцев (юрист агенства недвижимости):
Как Налоговый кодекс повлияет на риэлторский рынок Украины, точно сказать никто не может. Эксперты сходятся во мнении, что в любом случае изменения последуют незамедлительно. Большинство специалистов по недвижимости уверены, что правительство добьет риэлторский рынок, который и так переживает не самое благоприятное время. Условия, в которых вынуждены будут работать риэлторские компании, приведет к тому, то содержать штат сотрудников смогут только самые крупные агентства по недвижимости. Остальные же будут либо закрываться, либо уходить в тень.
Естественно, из-за нелегальной работы резко снизится качество предлагаемых риэлторских услуг на рынке недвижимости. Не говоря уже о том, что государство так и не получит налоговые отчисления от доходов агентств.
Кроме того, есть и более общая проблема: на сегодняшний день основные покупатели недвижимости — это представители малого и среднего бизнеса. Если у них начнутся проблемы, а все к тому и идет, то количество сделок с покупкой жилья снизится еще больше.
Но если разобраться, то рынок недвижимости и так давно находится в тени, и новый Налоговый кодекс — это далеко не единственная причина всех насущных проблем. Около 40 процентов риэлторов в Украине работают полулегально. Однако мы уверены, что недвижимость будут покупать, потому что жизнь продолжается, и тот, кто умеет зарабатывать деньги, в любом случае их заработает, вне зависимости от кризиса и других внешних факторов.