Не за горами начало курортного сезона на ЮБК. Для ялтинской городской власти это — самая «горячая» пора. Задача-максимум — принять гостей на таком высоком уровне, чтобы им захотелось еще раз вернуться на ЮБК. Удалось ли подготовить в этот сложный экономический период курорт к приему гостей и каким будет нынешний сезон — об этом наша беседа с ялтинским мэром Сергеем Брайко— Безусловно, мы надеемся на удачный курортный сезон, хотя сегодня наблюдается небольшой спад по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2009 году на ЮБК отдохнули 470 тысяч организованных туристов. Из этого числа 77% отдыхающих — это украинцы, 19% — граждане стран СНГ и 4% — туристы из дальнего зарубежья.
По экспертной оценке, неорганизованных туристов было 600-700 тысяч, и проведенные опросы показали, что среди них россиян было 25-30 процентов. А буквально не так давно россияне составляли до 40 процентов всех приезжающих на отдых на ЮБК. Мы очень надеемся, что с избранием нового руководства страны изменятся в лучшую сторону взаимоотношения наших стран, и российский турист вновь вспомнит о курортах Южнобережья. Со своей стороны мы прилагаем максимум усилий, чтобы россияне не забывали о Ялте и ее курортно-рекреационных возможностях. Итоги участия Ялты отдельным стендом в работе Международной туристической ярмарки «MITT-2010», проходившей в марте в Москве, доказали, что наш курорт по-прежнему востребован: представленные на ярмарке базы размещения и местные туроператоры заключили значительное количество договоров
на этот сезон.
— Как вы думаете, чем можно привлечь отдыхающих из России, которые могли уже позабыть Ялту?
— Да, у нас действительно не хватает средств на проведение широкомасштабных рекламных кампаний, таких, как проводят Турция и Египет. Причем они рекламируют, заметьте, не отдельные базы размещения или курортные города, а страну в целом как привлекательный курортный регион. На это выделяют немалые средства из государственного бюджета. В нашей стране такого не происходит, поэтому рассчитывать приходится на собственные силы и возможности, а они – невелики. Но участие в туристических ярмарках, таких, как московские «MITT» и «MITF», в Берлине и Лондоне, я считаю обязательным. А россиянам мы должны постоянно напоминать, что у нас – единый менталитет, один язык, одни и те же культурные ценности.
Что касается стоимости отдыха — разговоры о значительном его повышении в этом году не соответствуют действительности. Руководители санаторно-курортного комплекса и баз размещения прекрасно понимают, что повышением цен можно отпугнуть туристов. Хочу отметить, что по итогам прошлого года все дорогие отели города были заполнены, а вот средний сегмент пострадал больше всего. Надеемся за счет грамотной ценовой политики сможем вернуть средний сегмент в этом году.
В Ялте в настоящий момент насчитывается 150 баз размещения разного формата — от санаториев до пансионатов и около 250 мини-пансионатов и мини-отелей разных категорий емкостью от 11 до 100 мест. Выбор большой, и ценовая политика рассчитана на отдыхающих с различным семейным бюджетом. А для российского туриста в этом году, пожалуй, особо благоприятный момент — в долларовом эквиваленте стоимость путевок и в целом отдыха на ЮБК выйдет даже дешевле, чем в
прошлом году.
— Говоря о Крыме и Ялте, часто вспоминают о том, что отдых в Ялте по ценам ничем не уступает турецкому побережью Средиземного моря или египетским курортам, а по уровню сервиса значительно отстает. Вы до выборов на пост мэра Ялты в 2002 году долгое время руководили одним из самых известных оте-
лей курорта – «Ореандой», поэтому Вы как никто другой можете оценить справедливость этого высказывания.
— Действительно, много говорят о соответствии качества предоставления услуг цене отдыха. Но здесь прежде всего нужно говорить не столько о ценах баз размещения, как о цене трансферта. Очень дорогой трансферт баз размещения в странах СНГ. Пока из многих российских регионов нет прямых путей сообщения — в этом основная проблема. Но проблема эта должна решаться на уровне двух государств, и мы надеемся, что сегодня, со сменой руководства в Украине, этот вопрос будет решен.
Сегодня в довольно сложной экономической обстановке в стране не идет речь о строительстве крупных объектов развлекательного характера. Но сейчас многие санатории и пансионаты занялись серьезным восстановлением своей лечебной базы: за последнее время в реконструкцию лечебной базы санатории вложили около 80 миллионов долларов. Практически все отели перешли на шведский стол, большинство из них оборудованы SPA и тоже располагают хорошей лечебной базой. Сейчас сделан акцент на то, что Ялта была и остается климатическим курортом. И, приехав в Ялту, совершая прогулки в наших парках, на горных маршрутах, отдыхающий уже получает лечение, восстанавливает свое здоровье.
— Как продвигаются работы с обеспечением беспрепятственного доступа к пляжам, который определен действующим украинским законодательством?
— Два городских коммунальных пляжа — общедоступны и бесплатны. В 2010 году мы откроем после реконструкции еще две карты третьего пляжа — «Солнечного». В начале следующего года рассмотрим результаты работы комиссии по пляжной полосе от Гурзуфа до Фороса, то есть вопрос наиболее эффективного использования берегоукрепительных сооружений, принадлежащих Крымскому противооползневому управлению. Этой работой мы занимаемся совместно с Министерством по курортам и туризму АРК. Ее цель — определить участки пляжей для свободного доступа ялтинцев и гостей курорта без ущерба для ведомственных санаториев.
— Ялта как привлекательный объект для инвестирования — это реальность? Кто сейчас готов инвестировать в Ялту и в какие именно объекты и отрасли?
— Безусловно, это реальность. Если брать несколько докризисных лет, то спрос у инвесторов на Ялту был большой. Но нас тогда постоянно обвиняли: зачем вы разрешаете так много строить? Сегодня мы не строим практически ничего. Мы тоже пострадали от кризиса, хотя и меньше остальных крымских городов, так как спрос все-таки есть. Что особенно радует сегодня: если в прошлые годы был ажиотаж по строительству жилья, то сейчас инвесторы, которые приходят на ЮБК, начинают понимать, что квартиры — это краткосрочное вложение средств. Те объекты, которые сейчас они хотят строить, — это уже объекты туристической сферы, в основном — гостиницы. Сегодня у нас есть готовые проекты, прошедшие экспертизу, которые мы готовы предложить инвесторам. Российские инвестиции, к сожалению, тоже сократились за последние годы.
Чтобы решить проблемы инвестирования, должен в первую очередь решаться вопрос о предоставлении Ялте статуса специальной зоны приоритетного развития с определенными льготами для инвесторов. Это то, что было в Ялте не так давно. И успешно применялось.
— Вы как мэр успешно решили вопросы реконструкции Набережной и Пушкинского бульвара, очистки прибрежной полосы от огромного количества торговых точек. Какие у вас планы на будущее? Что нужно сделать в ближайшее время?
— Мы в ближайшее время должны завершить реконструкцию центральной части Ялты. И провести реконструкцию двух городских рынков в центре — овощного и вещевого. Это решит и проблему внешнего вида курортного города, и транспортную проблему. Если говорить о перспективах: мы — курортный регион, и все наши доходы — от туристической отрасли и от инвестиций. Самое главное — это завершение общего кризиса. А для нас конкретно — чтобы государство занялось проблемой туризма в стране. Ведь Украина в целом, и наш ЮБК в том числе, имеет очень большой туристический потенциал. И для того, чтобы развивать такие территории, как наша, должны быть какие-то приоритеты для инвестиций именно в туристическую инфраструктуру. Поэтому, еще раз повторюсь, нужно ставить вопрос об особой туристической зоне.