Результаты первого тура выборов Президента Украины позволяют говорить о том, что «оранжевая» эпоха подходит к концу. О её итогах написано и сказано немало, и выражения «катастрофа», «трагедия», «роковая ошибка» в характеристике этого периода в новейшей истории Украины, увы, преобладают. Мы попытались проанализировать основные провалы «любих друзiв», которые имели самые пагубные последствия для украинской экономики и, без сомнения, ещё аукнутся в будущем, чтобы выяснить: какую цену заплатила и продолжает платить Украина за некомпетентность пока ещё действующей власти, особенно ярко проявившуюся в кризисные 2008-2009 годы.Промышленность в глубоком минусе
В 2004 году прирост валового внутреннего продукта (ВВП) Украины составил 12,4%, что было наивысшим показателем в Европе. По итогам прошлого года объёмы промышленного производства в стране по сравнению с 2008 годом сократились на 21,9%. Самое большое падение зафиксировано в машиностроении - на 58%, перерабатывающей промышленности и металлургии - на 26,6%, химиче¬ской промышленности – на 23,2%. Отметим, речь идёт о главных экспортно ориентированных отраслях украинской экономики, от которых зависят и наполнение государственного бюджета, и внешнеторговый баланс страны.
Пенять на последствия экономического кризиса в данном случае можно лишь отчасти, так как нынешний провал был пред¬определён ещё несколько лет назад. Из-за снятия ограничений по импорту при одновременном введении ограничений на украинский металлургический экспорт со стороны России, стремительного повышения цен на импортный газ, ревальвации гривны, которую правительство Тимошенко спровоцировало сразу после президентских выборов 2004 года, начался процесс стагнации украинской экономики.
К концу прошлого года, несмотря на увеличение мировых цен на металл, мощности металлургических предприятий страны были загружены в среднем на две трети. Вместе с тем металлургия теперь всё больше специализируется на выпуске полуфабрикатов, что усиливает её зависимость от колебаний спроса и цен на мировом рынке, уменьшает рентабельность и не даёт заработать государству. Проще говоря, Украина окончательно превращается в «банановую республику», из которой вывозят всё, что дёшево, а завозят сюда всё, что дорого. Те же процессы происходят в других отраслях: машиностроении, химической и лёгкой промышленности, строительстве.
Операция «Реприватизация»
Период премьерства Тимошенко ознаменовался процессом перераспределения собственности, принадлежащей бизнес-группам Юго-Востока Украины, в пользу «оранжевых» кланов и транснациональных корпораций. Этот процесс был назван «реприватизацией». Самый нашумевший эпизод - продажа металлургического гиганта «Криворожсталь». Кстати, деньги от её продажи в 2005 году правительство тут же «проело» или раздало иностранным кредиторам. В орбиту очередного скандала попадали «Укртелеком», «Турбоатом», Одесский припортовый завод, Никополь¬ский завод ферросплавов. Попытка приватизации газораспределительных сетей закончилась тем, что её за¬претил президент, а война Тимошенко против посредников на газовом рынке привела лишь к судебным разбирательствам с «Укргаз-Энерго» и RosUkrEnergo, которые продолжают грозить Кабмину многомиллиардными претензиями.
В итоге план по приватизации в 2008 году выполнен всего на десять процентов. В 2009-м дела шли не намного лучше: Фонд гос¬имущества получил от продажи государственной собственности семьсот восемьдесят миллионов гривен вместо запланированных восьми миллиардов. Кроме прямых убытков госбюджета, это самым пагубным образом сказалось и на настроениях инвесторов.
Инвестиции с риском
В первые годы после «оранжевой» революции на Украину хлынул иностранный капитал, благодаря чему ВВП страны ежегодно увеличивался на шесть-семь процентов. До кризиса денежный поток вырос почти в пять раз, составив около тридцати восьми миллиардов долларов. Но основная доля прямых иностранных инвестиций шла не в промышленность, которая в них крайне нуждалась, а в финансовый сектор, торговлю и сферу посреднических услуг. То есть это был спекулятивный капитал, рассчитанный на быстрый «навар», а главное, возможность быстрого изъятия из бизнеса. Если в 2002 году в промышленность направлялось более половины иностранных инвестиций, то уже в 2005 году - менее трети, а в 2008 году — всего 22,6 %. Доля таких вложений в основные фонды, которые и обеспечивают развитие экономики, в 2005 году составила лишь пять процентов, в 2009-м снизилась до 3,9%.
Полтора года назад эта относительно позитивная картина изменилась с точностью до наоборот. По данным экспертов, к концу 2008 года с Украины за рубеж в срочном порядке было выведено около семнадцати миллиардов долларов. Приток прямых иностранных инвестиций в страну за одиннадцать месяцев 2009 года составил 4,3 миллиарда долларов, что более чем в два раза меньше, чем за аналогичный период позапрошлого года. При этом чистый отток инвестиций превысил три миллиарда долларов. Правительство Тимошенко поспособствовало ухудшению инвестиционного климата, изъяв осенью прошлого года у российских инвесторов акции «Лугансктепловоза» и «Укртатнафты».
Промышленный сектор страны, ранее считавшийся привлекательным, перешёл в разряд инвестиционно опасных. В ноябре прошлого года Украина возглавила рейтинг наиболее рискованных для инвестиций стран мира, составленный английской компанией Credit Market Analysis. Аналитики уверены, что глубина кризисных явлений в экономике, высокий уровень коррупции и административных барьеров для бизнеса мешают и будут мешать вкладывать деньги в экономику Украины.
«Нефтегаз» — банкрот
В прошлом году впервые за годы независимости для оплаты российского газа НАК «Нефтегаз Украины» был вынужден привлечь рекордную сумму кредитных и других незаработанных ресурсов - около трёх миллиардов долларов. Другими словами, половина газа в 2009 году куплена в долг. При этом цена россий¬ского газа для Украины является самой высокой в Европе.
Кабмин по сути довёл «Нефтегаз» до банкротства - в сентябре компания объявила дефолт по своим еврооблигациям на сумму пятьсот миллионов долларов.
В октябре международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочные рейтинги НАК с уровня «С» до «RD» — ограниченный дефолт. В конечном итоге ей удалось договориться с кредиторами о реструктуризации долгов, но проект финансового плана «Нефтегаза» на 2010 год свёрстан с дефицитом более двадцати миллиардов гривен, то есть дефолт стал перманентным состоянием украинского газового монополиста. А оплата российского газа за счёт кредитных ресурсов МВФ и золотовалютных резервов Нацбанка приведёт на грань банкротства страну, причём, возможно, уже к середине этого года.
Однако, по мнению экспертов, каким бы тяжёлым ни был для газового рынка страны прошедший год, текущий будет ещё сложнее. Представители крупных промышленных корпораций Украины опасаются, что очередное подорожание газа приведёт к очередному спаду производства и новой волне кризиса. У правительства и «Нефтегаза» остаётся всё меньше возможностей для поддержки промышленных предприятий за счёт компенсации разницы в цене. По мнению аналитиков, Украина близка к тому, что рассчитываться за россий¬ский газ ей уже будет нечем, и тогда она лишится газотранспортной системы.
Финансы спели романсы
Если в начале 2004 года внеш¬ний долг Украины составлял 23,8 миллиарда долларов, то уже в первом квартале 2008 года - 92,5 миллиарда. По данным НБУ, к концу ноября 2009 года внеш¬ний долг страны вырос до 104,4 миллиарда долларов, а это уже восемьдесят четыре процента ВВП. Экономика Украины попала в зависимость от кредитов МВФ, которых правительство Тимошенко «нахватало» на двенадцать миллиардов долларов. Большая часть этих средств идёт на покрытие дефицита госбюджета.
В декабре прошлого года Украина вплотную приблизилась к угрозе суверенного дефолта, которого удалось избежать с помощью беспрецедентных мер: внеш¬ние долги были уплачены за счёт золотовалютных резервов, внутренние — благодаря правительственному дерибану средств местных бюджетов на сумму более восьми миллиардов долларов.
Представитель НБУ по макроэкономическим вопросам Игорь Шумило уверен, что дальнейший рост внешнего государственного и гарантированного государством долга может угрожать национальной безопасно¬сти Украины.
В 2010 году правительство долж¬но выплатить по внешним долговым обязательствам около тридцати миллиардов долларов. Для этого ему придётся привлечь ещё десять миллиардов долларов, а в 2012-2013 годах, когда наступит время возвращать кредит МВФ, - до двадцати пяти миллиардов. «Если Украине придётся платить по всем обязательствам, будет тотальный дефолт коммерческого и государственного сектора. Расчёт может быть только один - на милость кредиторов», - уверен глава Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины Виктор Суслов.
Налоговым прессом - по бизнесу
Возможно, уже в прошлом году украинский бизнес начал бы восстанавливаться от кризиса даже без поддержки правительства, но ему мешает усиление налогового пресса, при помощи которого Кабмин отчаянно пыта¬ется залатать бюджетные «дыры». Со второго полугодия 2009 года, когда правительства других стран снижали фискальное давление на бизнес, украинские власти его усилили, причём сделали это весьма хитроумно, не повышая существующих ставок налогов и сборов. В июле Кабмин изменил порядок администрирования налогов на добавленную стоимость и прибыль предприятий. В сентябре — внёс изменения в порядок вычисления курсовой разницы по валютным кредитам, относимой на валовые затраты предприятий. В результате уплачиваемый ими налог на прибыль возрос в совокупности на три миллиарда гривен.
Инициатива об отмене рыночного сбора привела к введению дополнительного налога для предпринимателей, а отменив это непопулярное новшество в сентябре, правительство тут же внесло в парламент новый законопроект о налоге на доходы предпринимателей, на пятнадцать процентов превышающий установленный предел.
Параллельно был усилен террор со стороны налоговой и таможни, повышены акцизы на спиртное, сигареты и бензин. Сумма налогов, уплаченных украинским бизнесом авансом, превысила к концу 2009 года двенадцать миллиардов гривен, а сумма невозмещённого НДС достигла семнадцати миллиардов. Это лишило предприятия оборотных средств, а в сочетании с коллапсом системы банковского кредитования поставило бизнес в невыносимые условия. Как результат, по официальным данным, уровень «тенизации» украинской экономики возрос с 28% до 32%. Однако эксперты уверены, что на нелегальное положение перешло две трети предпринимателей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дефицит госбюджета к концу прошлого года, по разным оценкам, достиг сорока миллиардов гривен.
Самые нищие в Европе
По итогам прошлого года инфляция на Украине составила 12,3%. При этом, по данным Государственного комитета стати¬стики, реальные доходы населения с учётом ценового фактора сократились почти на десять процентов, а значит, по этому показателю мы скатились на уровень 2007 года. Увеличилось и количество людей, которые поставлены на грань выживания. Если в 2008 году доля тех, кто отдавал почти весь свой семейный доход на продукты питания, составляла девять процентов, то в 2009 году достигла тринадцати процентов.
По расчётам экспертов, из-за того, что правительство искус¬ственно занижало прожиточный минимум, каждый бюджетник, пенсионер и представитель незащищённых слоёв населения недополучили в прошлом году от двухсот гривен до двух тысяч. По итогам октября страна опустилась на последнее место в Европе по уровню зарплат в долларовом эквиваленте. Например, в Болгарии средняя зарплата составляет 420 долларов, в Албании - 400, в Белоруссии - 360, в Молдавии - 250, на Украине - 240.
Но самые большие сложно¬сти ожидают нас в начале 2010 года. Согласно прогнозам, в первом квартале доходы госбюджета не превысят тридцати восьми миллиардов гривен, а расходы лишь по защищённым статьям достигнут пятидесяти одного миллиарда.
Задолженность по выплате заработной платы выросла в прошлом году почти на сорок процентов, до 1,6 миллиарда гривен. Каждый десятый житель Украины трудоспособного возраста является безработным. Существенно возросло количество людей, работающих неполный рабочий день. Таким образом, по безработице мы откатились на уровень 2003-2004 годов. По мнению экспертов, даже если к 2012 году страна сумеет достичь докризисного уровня, остаётся под вопросом, будут ли к тому времени заняты все высвобожденные в кризис трудовые ресурсы. Поэтому жителям страны следует готовиться не только к дальнейшему снижению их благосостояния, инфляции и росту цен на коммунальные услуги и энергоресурсы, но и активной борьбе за рабочие места.Автор: Елена МАНИНА, «Крымская правда»