В Ялтинском городском совете положили начало серии обсуждения социально-экономического развития Южного берега Крыма в рамках Стратегии развития Крыма на 2011-2020 годы. Городской голова Алексей Боярчук, первый зам Александр Олефир, депутаты и общественность проанализировали темпы развития региона за первое полугодие, а также обсудили дельнейшие планы
Немного статистики
С 1 января в бюджеты всех уровней Большой Ялты поступило 279,5 миллиона гривен. Темпы роста налоговых поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составили 112,8 процента. По поступлениям в бюджет Ялта находится на первом месте в Крыму. В структуре бюджета автономии поступления из курортной столицы составляют четвертую часть.
Структура поступлений в бюджет
Как ни крути, а самым главным налогом для ялтинского бюджета остается плата за землю. Чтобы увеличить этот показатель, в Ялте наряду с другими городами страны в 2009 году провели экспертно-денежную оценку земли.
Вторым бюджетообразующим налогом является налог на добавленную стоимость. За ним идет налог на доходы с физических лиц.
— В экономику Ялты заложен потенциал по увеличению поступлений по всем вышеперечисленным налогам, — отметил первый заместитель городского головы Александр Олефир.
По словам вице-мэра, этот потенциал зависит от совершенствования совместной деятельности исполнительных органов власти города Ялты и поселков Большой Ялты, а также уполномоченных государственных структур и самого населения.
В основу обсуждения стратегии развития региона лег вопрос — как создать положительную динамику уровня доходов населения, а, соответственно, и уровня жизни ялтинцев. Не нужно быть доктором экономических наук, чтобы проанализировать ситуацию: если вырастет уровень доходов ялтинцев, то вырастет и их покупательная способность.
— Соотношение доходов и расходов местных бюджетов дает нам возможность оценить нашу способность выполнять делегированные государством полномочия по финансированию сфер здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и так далее, — подчеркнул Александр Олефир. — В этом контексте, в соответствии с поступление доходов, баланса нет.
Так, доходы поступления в бюджет Большой Ялты составили 271,8 миллиона гривен. Темп роста — 117 процентов. Тем не менее, это на 7 процентов меньше от запланированных в бюджете поступлений. В принципе, цифра не критическая, но все же.
Землевладельцем нынче быть сложно
Недовыполнение бюджета на 1 июля связано, по данным первого вице-мэра, с тем, что плата за землю поступила не в полном размере. Так, бюджет Ялты недополучил около 12 миллионов гривен. Власти понимают, что в связи с экспертно-денежной оценкой плата значительно поднялась, но разводят руками. С начала 2011 года уже расторгнуто три договора аренды в связи с невыполнением договора, еще семь находится на рассмотрении.
— Расторгать договоры аренды — это не выход из положения, а лишь результат разрешения безвыходной ситуации, — отметил Александр Олефир. — В целом экономический климат такой, что многие арендаторы просто не в состоянии платить за землю.
К тому же, Ялту значительно подкосил Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности», который вступил в силу (за исключением некоторых пунктов) 17 февраля 2011 года. Уменьшилась база долевого участия.
— В этом году ситуация ухудшилась еще и потому, что закончилась программа приватизации жилья, — сделал вывод первый заместитель городского головы Александр Олефир. — К тому же, в связи с кризисными явлениями до сих пор заморожены практически все большие строительные площадки.
— ЮБК сейчас не привлекает инвесторов. Это связано с общим падением экономики страны, — высказал уверенность городской голова Алексей Боярчук.
А тени кто?
Мэр курортной столицы Алексей Боярчук сетует на украинское законодательство. Дело в том, что законы нашей страны позволяют предпринимателям уходить в тень.
— Схема такова: законодательство позволяет разбить предприятие на несколько составных частей, — подчеркнул мэр. — К примеру, ялтинская гостиница «Вилла «Елена», которая в этом году получила статус пятизвездочной. Она — единственная в Крыму! Поздравляем, учредители хорошо поработали. Однако есть одно «но» — предприятие разбили на четыре частных предприятия, которые заплатили единый налог. НДФЛ не платят. И закон не нарушают. Как бы мы ни пытались найти общий язык с учредителями, они разводят руками — мы делаем свое дело, а вы свое.
Получается замкнутый круг под названием «Не возьмете билет в лотерею, отключим газ».
К тому же, по-прежнему в тени находятся многие частные мини-гостиницы, которые введены в эксплуатацию как жилые дома. Работа по легализации этого вида деятельности идет активно и весьма продуктивно.
Миссия власти
Ялтинская власть поставила перед собой четкие и довольно жесткие цели — детенизировать экономику, улучшить качество жизни ялтинцев, приложить максимум усилий для развития инженерной инфраструктуры города, создать благоприятные условия для развития легального бизнеса, а также новые рабочие места.
Какие из этих обещаний канут в Лету, а какие — претворятся в жизнь, сказать трудно. Во время предвыборной программы нынешний Президент Украины Виктор Янукович тоже обещал поддерживать предпринимателей, особенно — малый и средний бизнес. А что в итоге?
Что или кто тащит Ялту на дно?
Прошлый 2010 год Ялта закончила с дефицитом бюджета в 10-11 процентов. Ситуация не выходит из-под контроля, когда не выполняется третья корзина — бюджет развития: ну, не отремонтировали дорогу или какой-то фасад, и ладно, так проживем. Сложнее, когда недоимка в общем фонде бюджета, откуда выплачивается заработная плата ялтинцам, трудящимся в сферах образования, здравоохранения и так далее. С каким дефицитом закончится для Ялты нынешний год, пока не ясно… Но все идет к дефициту…
На что тратится общий фонд бюджета? Это заработная плата бюджетников, финансирование коммунального хозяйства. А также бытовые расходы по жизнеобеспечению города.
— Кроме этих расходов, мы ничего глобального в городе не делаем за бюджетные деньги, а все равно идем с дефицитом в 10 процентов, — отметил мэр Ялты Алексей Боярчук.
Кстати, эти, так сказать дефицитные 10-12 процентов ялтинского бюджета тянутся хвостом еще с 2002 года. То есть уже восемь лет кряду летняя столица заканчивает год с долгами.
Дело в том, что ялтинский бюджет — уникальный в Украине. В нем есть расходные статьи, несвойственные другим регионам страны. Так, например, проблема, которая у всех на слуху, — вывоз и утилизация бытовых отходов. Поскольку полигон твердых бытовых отходов в Гаспре закрыли, Ялта вынуждена вывозить свой мусор за 120 километров. На это уходит 20 миллионов гривен бюджетных денег.
Кстати, «дефицитные» 12 процентов дефицита бюджета прошлого года составили 30 миллионов. Считать умеют все, так что если бы не мусор, дефицита практически не было бы.
А вот если вспомнить проблему специализированных медицинских учреждений (туб. и психдиспансеры, инфекционная больница и так далее), которые, вопреки всем договорам и уговорам, когда-то передали на баланс Ялты, то становится понятным, что Ялта была бы далеко в плюсе. Ежегодно 40 миллионов гривен уходит на содержание оных.
— Когда мы обращаемся с этой проблемой к вышестоящим властям, получаем один и тот же ответ — сокращайте, — рассказал городской голова. — А куда сокращать? Даже представить себе не могу, если в Ялте не будет инфекционной больницы, которая на сегодняшний день практически забита. Ведь туристы зачастую не соблюдают элементарные правила гигиены и попадают на больничные койки с кишечной инфекцией. К тому же, не все знают нормы приготовления морепродуктов. Это тоже приводит отдыхающих в инфекционку.
Если бы Ялта стала районным центром и объединила бюджет города и бюджеты поселков в один, финансировать эти расходы было бы легче. Но увы…
Вот вам и парадокс: Ялта на первом месте по сбору налогов в Крыму, причем с двойным отрывом, но и на первом месте по невыполнению бюджета.
Тем не менее, в первом полугодии за счет местного бюджета профинансированы такие объекты:
— капитальный ремонт и реконструкция кровель — 2273,3 тысячи гривен (в Ялте до сих пор ликвидируют последствия последнего мощного урагана);
— капитальный ремонт жилого фонда — 613,3 тысячи гривен (как ни крути, а крыши текут, штукатурка сыпется, лестницы приходят в негодность);
— капитальный ремонт и диспетчеризация лифтов жилого фонда — 609,4 тысячи гривен (пешком на девятый этаж хотят забегать только спортсмены);
— строительство дороги в поселке Аутка — 367,7 тысячи гривен (чай, не прошлый век бездорожья);
— капитальный ремонт Ялтинского родильного дома — 1602 тысячи гривен (половину средств на капремонт роддома выделили государство и автономия, поэтому это необходимые вложения);
— реконструкция наружного освещения — 345 тысяч гривен (темнота — друг молодежи, а не стариков с палочками);
— и другие.
Если изучить весь список, расходы кажутся не такими уж и большими. Ну, разве 1017,5 тысячи гривен, потраченные на техоснащение Ялтинской городской детской больницы, это много? А вот если сложить все вместе, выходит кругленькая сумма в 8,2 миллиона гривен. Радует то, что средства из других источников на пару миллионов превышают собственные ялтинские вложения.
С каким дефицитом Ялта закончит год, пока не ясно. Поживем увидим…