Еще пять-шесть лет назад трудно было представить, что украинский велоспорт, как на шоссе, так и на треке, на мировой спортивной карте превратится в глубокую провинцию. А крымский велоспорт на аналогичной всеукраинской карте тоже не будет хвастаться достижениями.
Не ждите в Лондоне
Этим заголовком еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» предупреждает читателей, чтобы они не надеялись на то, что украинские велогонщики замахнутся на олимпийские награды. Откуда им взяться, если в столицу Англии могут отправиться лишь считанные наши мастера, завоевавшие олимпийские лицензии. На треке такого успеха добилась на чемпионате мира в Мельбурне Любовь Шулика, занявшая четвертое место в спринте, и Елизавета Бочкарева, ставшая восьмой в индивидуальном преследовании. У шоссейников, в лучшем случае, в Лондон отправятся не более одного-двух гонщиков.
До последнего момента, до чемпионата мира в Мельбурне, мы надеялись на то, что в «игольное ушко», открывающее дорогу в Лондон, смогут пролезть «темповики» в командной гонке преследования на 4 км. В этой команде в последнее время выступают двое симферопольцев — заслуженный мастер спорта Виталий Щедов и юный Александр Лобов и двое донетчан — заслуженный мастер спорта Виталий Попков (тоже воспитанник симферопольского велоспорта) и Максим Полищук. Правда, ребятам необходимо было в Мельбурне обязательно вписаться в шестерку лучших европейских команд, так как столько лицензий было запланировано для нашего континента. Определенное количество лицензий было выделено и для команд из Азии, Океании, Америки.
На австралийском треке блестящими результатами блеснули квартеты из Австралии, Новой Зеландии, которых смогла опередить лишь сборная Великобритании, установившая новый мировой рекорд (3.53,295). Англичан поддержала заметно прибавившая в последнее время сборная России, которую тренирует немецкий специалист, она заняла четвертое место и сумела «разменять» четыре минуты, считающиеся показателем приличного мирового класса (3.59,237). Разумеется, время сборной Украины (4.10,943) на фоне всеобщего подъема результатов выглядит анахронизмом, и она заняла в итоге тринадцатое место. Ну, а по европейскому раскладу уступает результатам не только англичан и россиян, но и испанцев, бельгийцев, датчан, немцев, швейцарцев. Увы, о попадании в шестерку лучших речь даже не идет. Впервые с 1996 года ни один украинский трековик не примет участие в Олимпийских играх.
Не будем ворошить историю. Вспомним Олимпиаду — 2008 в Пекине. Тогда Владимир Дюдя в индивидуальной гонке преследования занял пятое место, а затем вместе с симферопольцами Любомиром Полатайко и Виталием Щедовым, донетчанином Максимом Полищуком были девятыми в командной гонке преследования. Кроме того, Владимир Рыбин в гонке по очкам финишировал 14-м, а объединившись в пару с нашим Полатайко, они заняли 15-е место. Среди женщин Леся Калитовская завоевала бронзовую медаль в индивидуальной гонке преследования и была пятой в гонке по очкам. Ничем особым не блеснули украинские шоссейники. Однако среди семи гонщиков олимпийской команды трое были воспитанниками крымской шоссейной школы — Андрей Гривко, Евгения Высоцкая, Татьяна Стяжкина, хоть и представляли другие регионы. А теперь мы являемся свидетелями полного провала на подступах к олимпийскому велодрому в Лондоне.
Как закрыли шоссе
Этот процесс начался в Крыму почти двадцать лет назад. Во всех спортобществах и ведомствах сократилось количество велосекций, где воспитывались десятки способных мальчишек и девчонок. И если раньше они могли ежегодно наблюдать за гонками сильнейших велосипедистов Советского Союза, учились у них мастерству, участвовали с ними вместе в гонках, то теперь эти старты сократились в десятки раз. А тут еще стало не хватать средств на приобретение гоночной техники, на бензин для машин сопровождения. Да и сами трассы были перекрыты для спортсменов.
Вот и стали наши тренеры, прихватив своих лучших учеников, уезжать туда, где шоссейный велоспорт продолжает развиваться. Ну, а у нас в южном горном регионе, который прежде назывался «Меккой велоспорта», шоссе закрыли для гонщиков, образно говоря, на амбарный замок, ключ от которого чиновники, отвечающие в автономии за спорт, давным-давно потеряли.
Кому мешал велотрек?
В распоряжении нашего заметно поредевшего отряда гонщиков оставался еще велотрек, один из старейших не только в Украине, но и в распавшемся Советском Союзе, находящийся в центре столицы Крыма. И хотя он был не столь скоростным, как нынешние велодромы, с цементным покрытием, но исправно поставлял гонщиков в сборные Украины, воспитал для страны чемпионов мира и Европы Любомира Полатайко, Романа Кононенко, Виталия Попкова, Владимира Загороднего, Виталия Щедова, Сергея Лагкути, Михаила Радионова, Александра Лобова и других. Но, несмотря на это, начиная с 2000 года на велодром велись атаки со стороны различных любителей прибрать к рукам «лакомые кусочки» столицы Крыма. Чтобы прекратить эти посягательства, было решено реконструировать трек, сделать его скоростным, с деревянным покрытием, укрыть крышей, а рядом построить девятиэтажную гостиницу. Создать спортсооружение, которое могло бы принимать чемпионаты самого высокого класса, что, несомненно, способствовало бы авторитету столицы Крыма на международном уровне. Но, увы, пока эта проблема не решена.
Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 177 от 13 апреля 2012 год
Еще статьи:
Как белка в колесеПо ком звонит колоколКрымчане на Олимпиаде-2008 в ПекинеКак «поймать колесо»Крымчане на Олимпиаде-2000 в Сиднее