Дайте денег — и престиж взметнется ввысь!
Поднять престиж учителя. Такую задачу поставило перед собой Министерство образования и науки, молодежи и спорта автономии. Этому была посвящена и пресс-конференция министра Виталины Дзоз, которая уверена, что достижения в деле обновления качественного и возрастного состава педагогов достигнуты исключительно стараниями этого ведомства. До истины решил докопаться «КТ».
Нести доброе и вечное за 1109 грн.
За последние три года в учебные заведения автономии принято на работу более тысячи молодых специалистов, среди них — 361 выпускник вузов. Эти цифры с гордостью озвучили в министерстве и отметили, что это только благодаря продуктивной работе их ведомства. В частности, государство проводит для учителей всеукраинский конкурс «Учитель года», всеобуч для педагогов «С компьютером на «Ты», конкурс «Мастер года», по результатам которого учителя получат одноразовое вознаграждение в размере пяти тысяч гривен. Материальное поощрение предусмотрено и для тех специалистов, чьи подопечные станут победителями IV этапа всеукраинских ученических олимпиад.
Если не знать работу педагога «изнутри», можно действительно поверить в то, что в учителя идут благодаря заботе государства. Но если всмотреться в корень проблемы, то причина на самом деле очевидна — безработица.
Так, нередко среди студентов можно услышать фразу: «Никогда не пойду работать в школу», а приходит выпускной, и те же студенты пытаются устроиться хотя бы в ненавистную им школу, притом, заметим, что не из стремления «нести доброе, вечное», а, в большинстве случаев, от безвыходности, и, как правило, после безрезультатных попыток трудоустроиться в более «теплые» места.
И спрашивая при встрече знакомых сокурсников, ныне «учителей», о том, где они работают, те, как правило, застенчиво пожимают плечами и отвечают с тяжелым вздохом: «В школе».
И не потому, что им стыдно за свою работу. Речь в данном случае идет не о статусе профессии, а об оплате учительского труда. Ведь не секрет, что оклад молодого специалиста — 1109 грн.
«Учитель года» — головная боль!
Что касается конкурсов для учителей, о которых так громко трубит министерство, то, как сами учителя выражаются, для них это — «головная боль», требующая дополнительной работы: проведения открытых уроков, классных часов, классных и внеклассных мероприятий, на которых могут присутствовать и гости из министерства. После этого учитель комплектует папку сценариев, планов с приложением фото и, что самое трудное, видеоматериала. Фото и видео, безусловно, за учительский счет. Таким образом, принять участие в конкурсе хлопотное и довольно затратное дело, особенно при учительских зарплатах. Складывается впечатление, что конкурсы нужны не учителям, а министерству для подтверждения важности его работы.
Министерство образования заботится об омоложении кадрового состава, но непонятно, куда денется старый состав, особенно в условиях оптимизации школ. В связи с этим корреспондент «КТ» задал вопрос: как министерство планирует трудоустраивать учителей, которые попадут под сокращение при объединении школ в маленьких городах и районах автономии (например, в одной из сакских школ в этом году за парту первоклассников сели в одном классе два ребенка, а в другом — пять)? ???
Виталина Дзоз, министр образования и науки, молодежи и спорта АРК:
«Набор первоклассников этого года превысил набор последних лет (но, похоже, такая тенденция далеко не во всех школах — прим. Авт.). Все волнообразно. Когда мне говорят об оптимизации с целью закрыть, я к этому отношусь плохо. Я стою на позиции ребенка и учителя. Муниципальные школы финансируют местные органы власти. Но, по моим данным, закрытия школ в ближайшее время не ожидается. Но если такое случится, мы будет пытаться трудоустроить учителей в другие места, например, в группы продленного дня».
Интересно, где министерство планирует найти свободные места, если до этого они будут сокращены. Палка о двух концах, и «ударит» она явно не в министерство, а, к сожалению, в учителей.
Группа риска «Учитель»
«Все для педагогов», — говорят чиновники сферы образования. Особенно «порадовало» учителей введение нового пункта при прохождении медосмотра: обязательное посещение психиатра. Многие учителя посчитали это нововведение унизительным. Но министр, как ни странно, очень удивилась этой реакции, заявив, что педагоги входят в особую группу риска, а что в Крыму были прецеденты по фактам применения силы к ребенку.
Виталина Дзоз:
«Моя личная точка зрения: прохождение этого доктора естественно и нормально. Учителя — это психоэмоциональная группа риска. Никто не хочет, чтобы с его ребенком работал человек, у которого шалит нервная система. Но, с другой стороны, я осознаю, что процедура диагностирования не даст истинных результатов».
Однако чиновникам почему-то не приходит в голову ввести обязательный осмотр психиатра и невропатолога для чиновников — мало ли какие решения могут прийти в голову этим власть предержащим... В конце концов, на них лежит ответственность за всех крымчан.
Вас снимает скрытая камера
Следующая мера «в помощь» учителям — установка в классах видеонаблюдения. Благодаря такой съемке нахождение ребенка в школе можно в онлайн-режиме наблюдать в интернете. Это новшество затронуло уже несколько симферопольских школ. Притом мнение на этот счет педагогов и родителей школьников администрация решила не узнавать, взяв ответственность на себя.
Виталина Дзоз:
«Система образования у нас открытая. Почему директор школы или родители не могут посмотреть, как ведут себя дети на этом уроке, как работает учитель? Если учитель работает качественно, если у него ровные отношения с детьми, то ему нечего бояться. Это решение не министерства, а муниципальных школ, директоров».
Вроде бы, на первый взгляд, все верно. Но почему чиновники не хотят себя поставить на место учителя или на место родителей. Во-первых, учитель попадает «под прицел» бесконечного контроля. Во-вторых, далеко не каждый родитель согласен, чтобы «ляпсусы» его ребенка могли наблюдать, а может, и обсуждать другие родители.
Марина Емельянова, детский психолог:
«Ребенок, если будет знать, что его снимают, может зажаться и растеряться. И даже если будет знать ответ на тот или иной вопрос, он испугается (прежде всего своих же родителей) и не сможет ответить. Это одна сторона вопроса. Другая — чисто морально-этическая по отношению к преподавателю».
Похоже, ситуация «попахивает» нарушением прав человека. Более того, как результат видеонаблюдений может возрасти количество школьных и внешкольных выяснений отношений между преподавателями и родителями. Далеко не каждый родитель объективен к своему чаду, и в некоторых случаях даже незначительное повышение голоса на ребенка, строгий тон могут быть оценены любящими мамочками как несправедливое и неправомерное отношение к их детям. Как следствие, увеличится количество заявлений директору, а может, и исковых заявлений в суд. К тому же нет гарантии, что на школьный сайт не зайдет и не будет наблюдать за детьми маньяк-педофил или просто психически неуравновешенный человек...
Вера НАДЕЖДИНА
Поднять престиж учителя. Такую задачу поставило перед собой Министерство образования и науки, молодежи и спорта автономии. Этому была посвящена и пресс-конференция министра Виталины Дзоз, которая уверена, что достижения в деле обновления качественного и возрастного состава педагогов достигнуты исключительно стараниями этого ведомства. До истины решил докопаться «КТ».
Нести доброе и вечное за 1109 грн.
За последние три года в учебные заведения автономии принято на работу более тысячи молодых специалистов, среди них — 361 выпускник вузов. Эти цифры с гордостью озвучили в министерстве и отметили, что это только благодаря продуктивной работе их ведомства. В частности, государство проводит для учителей всеукраинский конкурс «Учитель года», всеобуч для педагогов «С компьютером на «Ты», конкурс «Мастер года», по результатам которого учителя получат одноразовое вознаграждение в размере пяти тысяч гривен. Материальное поощрение предусмотрено и для тех специалистов, чьи подопечные станут победителями IV этапа всеукраинских ученических олимпиад.
Если не знать работу педагога «изнутри», можно действительно поверить в то, что в учителя идут благодаря заботе государства. Но если всмотреться в корень проблемы, то причина на самом деле очевидна — безработица.
Так, нередко среди студентов можно услышать фразу: «Никогда не пойду работать в школу», а приходит выпускной, и те же студенты пытаются устроиться хотя бы в ненавистную им школу, притом, заметим, что не из стремления «нести доброе, вечное», а, в большинстве случаев, от безвыходности, и, как правило, после безрезультатных попыток трудоустроиться в более «теплые» места.
И спрашивая при встрече знакомых сокурсников, ныне «учителей», о том, где они работают, те, как правило, застенчиво пожимают плечами и отвечают с тяжелым вздохом: «В школе».
И не потому, что им стыдно за свою работу. Речь в данном случае идет не о статусе профессии, а об оплате учительского труда. Ведь не секрет, что оклад молодого специалиста — 1109 грн.
«Учитель года» — головная боль!
Что касается конкурсов для учителей, о которых так громко трубит министерство, то, как сами учителя выражаются, для них это — «головная боль», требующая дополнительной работы: проведения открытых уроков, классных часов, классных и внеклассных мероприятий, на которых могут присутствовать и гости из министерства. После этого учитель комплектует папку сценариев, планов с приложением фото и, что самое трудное, видеоматериала. Фото и видео, безусловно, за учительский счет. Таким образом, принять участие в конкурсе хлопотное и довольно затратное дело, особенно при учительских зарплатах. Складывается впечатление, что конкурсы нужны не учителям, а министерству для подтверждения важности его работы.
Министерство образования заботится об омоложении кадрового состава, но непонятно, куда денется старый состав, особенно в условиях оптимизации школ. В связи с этим корреспондент «КТ» задал вопрос: как министерство планирует трудоустраивать учителей, которые попадут под сокращение при объединении школ в маленьких городах и районах автономии (например, в одной из сакских школ в этом году за парту первоклассников сели в одном классе два ребенка, а в другом — пять)? ???
Виталина Дзоз, министр образования и науки, молодежи и спорта АРК:
«Набор первоклассников этого года превысил набор последних лет (но, похоже, такая тенденция далеко не во всех школах — прим. Авт.). Все волнообразно. Когда мне говорят об оптимизации с целью закрыть, я к этому отношусь плохо. Я стою на позиции ребенка и учителя. Муниципальные школы финансируют местные органы власти. Но, по моим данным, закрытия школ в ближайшее время не ожидается. Но если такое случится, мы будет пытаться трудоустроить учителей в другие места, например, в группы продленного дня».
Интересно, где министерство планирует найти свободные места, если до этого они будут сокращены. Палка о двух концах, и «ударит» она явно не в министерство, а, к сожалению, в учителей.
Группа риска «Учитель»
«Все для педагогов», — говорят чиновники сферы образования. Особенно «порадовало» учителей введение нового пункта при прохождении медосмотра: обязательное посещение психиатра. Многие учителя посчитали это нововведение унизительным. Но министр, как ни странно, очень удивилась этой реакции, заявив, что педагоги входят в особую группу риска, а что в Крыму были прецеденты по фактам применения силы к ребенку.
Виталина Дзоз:
«Моя личная точка зрения: прохождение этого доктора естественно и нормально. Учителя — это психоэмоциональная группа риска. Никто не хочет, чтобы с его ребенком работал человек, у которого шалит нервная система. Но, с другой стороны, я осознаю, что процедура диагностирования не даст истинных результатов».
Однако чиновникам почему-то не приходит в голову ввести обязательный осмотр психиатра и невропатолога для чиновников — мало ли какие решения могут прийти в голову этим власть предержащим... В конце концов, на них лежит ответственность за всех крымчан.
Вас снимает скрытая камера
Следующая мера «в помощь» учителям — установка в классах видеонаблюдения. Благодаря такой съемке нахождение ребенка в школе можно в онлайн-режиме наблюдать в интернете. Это новшество затронуло уже несколько симферопольских школ. Притом мнение на этот счет педагогов и родителей школьников администрация решила не узнавать, взяв ответственность на себя.
Виталина Дзоз:
«Система образования у нас открытая. Почему директор школы или родители не могут посмотреть, как ведут себя дети на этом уроке, как работает учитель? Если учитель работает качественно, если у него ровные отношения с детьми, то ему нечего бояться. Это решение не министерства, а муниципальных школ, директоров».
Вроде бы, на первый взгляд, все верно. Но почему чиновники не хотят себя поставить на место учителя или на место родителей. Во-первых, учитель попадает «под прицел» бесконечного контроля. Во-вторых, далеко не каждый родитель согласен, чтобы «ляпсусы» его ребенка могли наблюдать, а может, и обсуждать другие родители.
Марина Емельянова, детский психолог:
«Ребенок, если будет знать, что его снимают, может зажаться и растеряться. И даже если будет знать ответ на тот или иной вопрос, он испугается (прежде всего своих же родителей) и не сможет ответить. Это одна сторона вопроса. Другая — чисто морально-этическая по отношению к преподавателю».
Похоже, ситуация «попахивает» нарушением прав человека. Более того, как результат видеонаблюдений может возрасти количество школьных и внешкольных выяснений отношений между преподавателями и родителями. Далеко не каждый родитель объективен к своему чаду, и в некоторых случаях даже незначительное повышение голоса на ребенка, строгий тон могут быть оценены любящими мамочками как несправедливое и неправомерное отношение к их детям. Как следствие, увеличится количество заявлений директору, а может, и исковых заявлений в суд. К тому же нет гарантии, что на школьный сайт не зайдет и не будет наблюдать за детьми маньяк-педофил или просто психически неуравновешенный человек...
Вера НАДЕЖДИНА, «Крымский ТелеграфЪ»
фото В.Зайцев
Материал опубликован в "КТ" № 151 от 7 октября 2011 года