Поврежденный холодильник магазин отказался принимать обратно, а Управление по защите прав потребителей послало... в суд
В редакцию «КТ» обратилась жительница Симферополя, которая приобрела в одном из магазинов «Комфи» холодильник. Когда его доставили ей домой, женщина обнаружила, что товар поврежденный — на дверце были царапины, а также в коробке отсутствовали некоторые детали. По горячим следам Наталья вернулась в магазин и попросила поменять холодильник на другой такой же модели. Но сотрудники лишь развели руками — мол, ничего не можем сделать. Купили — пользуйтесь.
Подписал — считай проиграл
Оказалось, холодильник Наталье продали выставочный. При этом не только не скинули цену, но даже сразу не признались в этом.
Наталья, покупатель:
«Поскольку холодильник был выставочный, сотрудники «Комфи» решили его помыть и оставили на покрытии царапины. Об этом они сами мне признались, когда я предъявила претензии. Я потребовала поменять холодильник на другой, но мне отказали. Менеджер ответил, что за механические повреждения магазин ответственности не несет».
Странно, ведь согласно правилам продажи непродовольственных товаров, «субъект хозяйствования не несет ответственности только за механические повреждения технически сложных и крупногабаритных товаров, которые возникли в результате транспортировки или сборки их силами покупателя». Тут же ситуация была иная — холодильник женщине доставляли силами продавца. Но и это не главное. Ведь сотрудники сознались ей в том, что продали выставочный экземпляр и сами виноваты в нанесении царапин. Но менять отказались, ведь покупатель расписался в акте доставки, засвидетельствовав, что претензий не имеет, а значит — можно умывать руки.
Наталья, покупатель:
«Спустя полтора месяца с момента письменного обращения к директору магазина я получила ответ с отказом. При личной встрече директор сказал мне, что шансов поменять холодильник у меня нет».
Не собираясь сдаваться, женщина написала жалобу в Управление по делам защиты прав потребителей в АРК и попросила разобраться в ситуации. В ответ получила письмо, из которого следовало, что, во-первых, в законе о защите прав потребителей предусматривается замена товара или возврат денег только в случае выявления существенных недостатков, которые делают невозможным использование товара. Это означает, что он не может быть устранен, его устранение требует более 14 дней или он делает товар существенно иным, нежели предусмотрено договором. Царапины же к таким недостаткам не относятся. Также специалисты Управления заметили, что согласно наряду на доставку, клиент приняла товар и претензий не имела. А поэтому посоветовали обратиться в суд.
Шансы есть, но есть нюансы
Холодильник Наталья купила не из дешевых, стоимостью более шести тысяч гривен, а поэтому в отчаянии обратилась за помощью к «четвертой власти». Мы решили для начала связаться с руководством магазина и выяснить: неужели какой-то холодильник для них дороже собственной репутации? Кто же захочет после такого отношения покупать у них технику? Но директор магазина не особо хотел с нами разговаривать.
Николай Чудов, директор магазина «Комфи»:
«Вы хотите напечатать эту статью? Вы тогда будете иметь дело с нашими юристами. Почему я вам должен отчитываться по какому-то клиенту?»
Если бы в цивилизованной европейской стране директор магазина так разговаривал с клиентами, они бы давно обратились в суд не только за защитой имущественных прав, но и защитой чести и достоинства. Впрочем, единственным способом отстоять свои права считают обращение в суд и сотрудники Управления по делам защиты прав потребителей.
Виктор Сидоренко, заместитель начальника Управления по делам защиты прав потребителей в АРК:
«Если она расписалась, что у нее нет претензий, а потом заметила, что холодильник некомплектный, мы и ответили, что ей надо обратиться в суд. Потому что такие вопросы мы не решим. Это надо доказывать. Помимо прав, у потребителей есть и обязанности. Внимательно почитать о товаре, ознакомиться, разглядеть, после того покупать и ставить подпись. Есть закон об обмене товара надлежащего качества. Если в течение 14 дней человек не раскрывал, не пользовался, он имеет право его обменять и получить деньги обратно. Если бы холодильник не работал, а они отказали в гарантийном ремонте, тогда бы это был наш клиент. А раз она согласилась с тем, что получила качественный товар, то как мы будем доказывать, что она получила некачественный? Тут, к сожалению, ничем мы помочь не можем. Теперь только в суд. Мы можем дать образец искового заявления и проконсультировать».
Юристы, к которым мы обратились за комментариями, во мнениях расходятся. Одни считают — доказать, что повреждения были сделаны до доставки, невозможно, раз стоит подпись клиента, другие убеждены, что выиграть суд можно при определенных нюансах, связанных с содержанием договора. И, конечно, если сотрудники магазина подтвердят в суде, что именно они повредили покрытие холодильника и забыли положить некоторые детали. Правда, весьма сомнительно, что они на такое пойдут. А продавец, как известно, всегда старается обезопасить себя от подобных ситуаций, поэтому договоры априори составлены так, чтобы любые конфликты разрешались в его пользу. Поэтому, как гласит народная мудрость: доверяй, но проверяй!
Алексей ПРАВДИН "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 149 от 23 сентября 2011 года