Довольно странное первенство выиграла луцкая корпорация «Богдан» у одноименного киевского предприятия. Только эти две компании участвовали в тендере, проводимом в Крыму по закупкам троллейбусов. Почему выбор Крыма пал именно на луцкую корпорацию, и чем она отличается от своих конкурентов, отвечали специалисты.
«Рогатое» первенство
Две компании: ДП «Луцкий автосборочный завод № 1» ПАО «Автомобильная компания «Богдан Моторс» и киевское ООО «Богдан Лизинг» оспаривали победу в тендере на поставку в Крым новых троллейбусов собственного производства. Победителем стало луцкое предприятие, чье ценовое предложение составило почти 150 млн. грн. за 56 единиц муниципального транспорта. В течение трех месяцев на крымских дорогах появится 30 первых электромашин, а к концу года предприятие поставит остальную технику.
Любопытно другое: почему в столь лакомом тендере участвовали на этот раз всего две компании. Напомним, что в прошлом году борьба развернулась между луцким «Богданом», «ЛАЗ» (ООО «Львовский автобусный завод») и днепропетровским заводом «Литан». Но, несмотря на то, что ценовые предложения «ЛАЗ» (106 млн. грн.) и «Литан» (127 млн. грн.) были существенно ниже суммы, заявленной «Богданом» (142 млн. грн.), победил все равно «Богдан». В связи с этим можно предположить, что в последнем тендере компании сознательно не участвовали, наверняка зная, что останутся в проигрыше. Как стало известно «КТ», дирекция ЛАЗ не рассчитывала на победу: мол, тендер был рассчитан на одного участника, и его условиям отвечала только продукции «Богдана» – такие многозначительные комментарии дает источник в руководстве завода.
Крымский тендер с информационным подвохом
В то же время проведение крымского тендера вызвало в информационных изданиях противоречивые публикации, в некоторых из них и вовсе прошла информация относительно отмены торгов. Опровергает слухи начальник информационного отдела Министерства регионального развития и ЖКХ Лиля Абкавирова, заявившая, что сведения являются «уткой», запущенной в интернет с непонятной целью. Однако она подтвердила факт некоторой заминки, произошедшей в начале процесса объявления торгов, когда, согласно решению комитета по конкурсным торгам, процедура предварительной квалификации на закупку троллейбусов была отменена по техническим причинам. Однако в тот же день комитет продолжил процедуру закупки троллейбусов повторно, уже в соответствии с регламентом и установленными сроками публикации информации о торгах.
Лиля Абкавирова, начальник информационного отдела Министерства регионального развития и ЖКХ:
«Объявление о торгах было размещено на государственном web-портале с приглашением участников подавать свои заявки в обозначенный срок. Это были открытые международные торги, которые жестко регламентируются законодательством. Всего было 11 желающих. Могла участвовать компания из любой страны, но специ-фика такая, что мы закупали троллейбусы для горных трасс, а у многих не было на изготовление таких машин соответствующего сертификата. До торгов дошли только три фирмы. Но одну сняли с торгов, так как у нее не была в порядке банковская выписка. И по документам получили соответствие только две компании».
Напрашивается вопрос: неужели у девяти крупных автокомпаний не были выверены документы и отлажен механизм подачи заявок на участие в подобного рода тендерах?
Пусть дороже, но — «Богдан»
Что касается технических характеристик, то «Крымтроллейбус» более устраивают «Богданы». Может, потому, что с этой техникой уже знакомы, а может, потому, что другую не знают?
Валерий Заикин, гендиректор КРПП «Крымтроллейбус»:
«Мы уже начали и будем продолжать использовать серию «Богданов». Разносерийность влечет за собой отсутствие возможности их эксплуатации и ремонта. У нас в парке и так их шесть видов – накупили до нас здесь троллейбусов. И мы не знаем, где искать запчасти к ним и специалистов. Указания, какие троллейбусы нужны, давали мы. Сейчас в парке 61 единица «Богданов», используем их полгода. Партия опытная, новая, водители еще не совсем ее освоили. Бывает, и ломаются. Гарантийный срок на них два года. Ремонтировались за счет завода-изготовителя службой техномаша. А что касается львовских, то ни в коем случае. В них вся начинка китайская».
Хотя, если сравнить ценовой диапазон львовских и луцких машин, выходит, что львовские — на полмиллиона дешевле: средняя цена троллейбусов «Богдан» – 2 млн. 700 тыс. грн., львовских – 2 млн. 200 тыс. грн. Соответственно, сэкономив на каждой единице примерно по полмиллиона, общая экономия бюджетных средств составила бы 28 миллионов гривен. Объясним: средства на закупку новых вагонов общественного транспорта выделены субвенцией из государственного бюджета бюджету автономии.
Хоть топором, но свое
В целом троллейбусы «Богдан», говорят непосредственные участники дорожного движения, довольно неплохие, пока новые.
Александр, водитель одного из новых крымских троллейбусов:
«Мой еще не ломался. А у ребят, знаю, были проблемы, но так, по мелочи. Пассажиры довольны: ступенек нет, посадка низкая, удобная. Они просторные, окна большие, светлые. Пока новые — хорошие, а там — посмотрим. Есть сомнения, ведь они — нашего производства. А наше, как говорится, сделано топором. Старые троллейбусы выпускались Чехословакией — вот они и ездят до сих пор, несмотря на свой возраст».
Еще одно требование, которое легло в основу выбора, по крайней мере, в официальной версии, – наличие лишь у «Богдана» сертификата эксплуатации машин на горных трассах. Якобы только эти машины представляют собой модернизированный тип троллейбуса, который отличается большей маневренностью по сравнению со своими предшественниками. Кроме того, в новых горных троллейбусах в случае экстренного торможения автоматически срабатывает режим отключения электроэнергии.
Согласитесь, трудно представить, что новые современные троллейбусы украинских, российских, белорусских фирм-конкурентов не соответствуют этим стандартам... Таким образом, вопрос, в чем кроется пристрастие Крыма к «Богдану», остается открытым.
Вера НАДЕЖДИНА "Крымский ТелеграфЪ"
фото К.Михальчевский "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 141 от 29 июля 2011 год