Не исключено, что вскоре подобные объявления появятся в печатных и визуальных СМИ автономии. Вопиющая ситуация! «Государственный» ребенок из интерната не может получить документ, удостоверяющий личность, и медицинскую книжку... бесплатно.
Бесплатный паспорт за 70 грн.
С двоякой ситуацией столкнулись руководители школ-интернатов, детских домов и приютов автономии. Их воспитанникам — 16 лет, а получить паспорт — огромная проблема. Суть в том, что «государственным» детям паспорт должны оформлять бесплатно, т. е.
за средства госбюджета. Должны вроде бы бесплатно, а вроде бы и нет. Получить паспорт обычному человеку обходится порядка 100 грн. Сюда входят: покупка двух бланков-анкет по формам 1 и 16 по 25 грн. за каждый, отпечатывание паспорта — еще 25 грн. и фотографирование — в пределах 20 грн.
Детям из интерната, как выяснилось, поблажек нет. Им надо на общих основаниях купить анкеты и сфотографироваться, разве что в некоторых паспортных отделениях отпечатывание самого документа работники берут на себя. Выходит, что бесплатный паспорт обходится около 70 грн. Вроде бы и недорого для тех, кто живет в семье. Но для детдомовского — это неподъемная сумма.
В результате проблема ложится на плечи социальных педагогов и директора.
Наталья Хацаюк, и. о. директора школы-интерната для детей с задержкой психического развития:
«Хоть бери и оплачивай из своего кошелька. В прошлом месяце оформляли паспорта десяти нашим воспитанникам, выложили порядка 700 грн. А их же нам никто не выделяет на такие цели. Пришлось попрошайничать, искать спонсора, кто оплатит эти расходы».
В паспортном отделении объясняют, что да, оформление бесплатно, но бланки — не государственные, а заказанные у полиграфистов-частников, а частник, как известно, дарить ничего не собирается.
Сотрудник паспортного отделения Железнодорожного района г. Симферополя, не пожелавшая представиться:
«Можно добиться, чтобы выделили анкеты бесплатно, но для этого надо писать письма, обращения в различные инстанции. Это целая волокита, но добиться можно».
О ситуации, как выяснилось, знают и в управлении социальной защиты детства, но, говорят, помочь ничем не могут. Более того, это далеко не единственная проблема выпускников интернатов. Вопрос с паспортом решить можно, но вот с жильем — нет.
Закончил интернат — живи где хочешь
Что такое недетские проблемы, детдомовские и интернатские дети знают не понаслышке и нередко с младенческого возраста: неблагополучие в семьях, пьянство, драки, трагедии. Взрослеют они с рождения, но исполнения 18 лет не ждут и не хотят. Почему? Государственные дети четко знают, что кончится период опеки над ними и начнется самое страшное — по-настоящему взрослые проблемы, поиск работы, и, самое мучительное — жилья. Мало кому везет, и они поступают в училища, техникумы с правом проживания в общежитии. Другие в лучшем случае вынуждены возвращаться в то жилье, откуда их когда-то забрали, а у третьих нет и такой, первоначально закрепленной за ними жилплощади. Это — дети-отказники, брошенные в роддомах или подброшенные в дом ребенка без имени и фамилии. Государство ставит их в очередь на гарантированное жилье, которого многие так и не дожидаются.
Например, в Симферополе в такой очереди стоят 108 детей. В прошлом году жильем обеспечили только троих, и то — каким? Под восстановление. Как правило, это малопригодные для жизни помещения из старого фонда, разве что с крышей над головой. Но и этому сироты бесконечно рады — все же лучше, чем бомжевать: с начала 2011г. государственное жилье еще не выдавалось.
Так где же живут те, кому некуда податься, спросите вы?
«А кто где», — отвечают в Симферопольском горсовете.
Александр Трушицин, начальник отдела по вопросам квартирного учета и распределения жилья исполкома г. Симферополя:
«Что мы можем сделать? Ведь у нас практически ничего не строится. Появляется неприватизированная квартира или комната, где кто-то одинокий умер, туда и заселяем. Но на сегодняшний день такого неприватизированного жилья почти не осталось. Поэтому и стоит проблема с обеспечением сирот крышей над головой».
Елена Санталова, начальник отдела социальной защиты детства Министерства образования и науки, молодежи и спорта АРК:
«По окончании интерната мы обязаны детей трудоустроить и обеспечить жильем. Когда ребенку исполняется 16 лет, направляется запрос по месту его первичного учета, в то место, откуда его забрали. Там его должны поставить на квартирный учет. И по правилам он должен получить жилплощадь. Но на практике выходит далеко не всегда так. Пока ребенок в интернате, проходит лет 15, и по разным причинам жилье может не сохраниться. Проблема не решена. Этим должны заниматься органы местной исполнительной власти».
В то же время, утверждают в управлении социальной защиты детства, ни один ребенок из интерната не оказывается на улице. В Джанкое есть социальное общежитие для детей без места жительства, где им предоставляют койко-место на три года при условии, что этот ребенок, получивший уже профессию, обязуется работать.
Замкнутый круг
Для тех, кто хочет поступать в вузы, есть льготы, а в ПТУ таких детей должны брать вне конкурса. Но на деле выходит, что от интернатских пытаются всячески откреститься, мол, неблагополучные, хлопот с ними много, придумывая всевозможные отговорки: столовая далеко от училища, жилье не приспособлено для постоянного проживания или что-то еще. Например, воспитанницу из интерната для детей с задержкой психического развития Недине Аблякимову, которая очень хочет учиться на парикмахера в ПТУ №15, принимать не хотят, так как она не сможет приобрести необходимые инструменты, стоимость которых не менее 2000 грн.
А выпускницу Карину Чернову не берут учиться на повара, потому что у девочки нет медицинской книжки, за оформление которой необходимо выложить около 400 грн.
Наталья Хацаюк:
«Сейчас мы пытаемся найти спонсора, чтобы оплатил одной — инструменты, а другой — медкнижку. Замкнутый круг какой-то. А еще, когда ребенок поступает в ПТУ, то директор автоматически становится его попечителем. Конечно, это хлопотно, и никто не хочет брать на себя такую ответственность».
Получается, что директора интернатов должны находиться в постоянном поиске спонсоров для интерната, для ребенка и даже для оформления его документов. Выходит, что дети — государственные, а документы — нет.
P.S. Всего в Крыму 22 республиканских интернатских учебных заведения: из них 19 школ-интернатов, три республиканских и два городских детских дома. В них живут и воспитываются 3665 ребят, 900 из которых сироты и дети, лишенные родительского попечительства.
Вера НАДЕЖДИНА "Крымский ТелеграфЪ"
фото архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 137 от 01 июля 2011 года