Реклама — двигатель торговли? Ну, да, только мы для рекламодателей не личности – мы планктон, или, как говорят супервайзеры: ЦА – целевая аудитория
В каждом мало-мальски серьезном магазине постоянно проходят акции: купи две пачки презервативов «Рвань» и получи в подарок детскую погремушку или 10000 гривен на роды в частной клинике. И мы «ведемся» в надежде получить максимум: покупаем презервативы и выигрываем, конечно, погремушку. Вы думаете, кто-нибудь выиграет главный приз? Оставьте надежды! Приз уже давно нашел своего счастливого обладателя, и не среди ЦА.
Призрак выигрыша
Лет так пять назад был проведен эксперимент: отечественные ученые решили выяснить, какие шансы у нашего среднестатистического человека выиграть в лотерее «6 из 36». Пользуясь теорией вероятности и остальными ужасно непонятными штуками, они выяснили, что даже если выделить определенную группу людей среднего возраста и достатка, то шансы примерно 1:20 000 000. То есть в принципе нулевые. А окупаемость – высокая. Даже при цене две гривны за лотерейный билет те два - три миллиона гривен, которые разыгрывались, окупались за пару дней. Да и то счастливчиков, сорвавших куш, было как-то подозрительно мало. Ситуация с того времени изменилась мало: за счет вымирания нашей нации шансы несколько возросли, но не намного…
То же касается и рекламных акций. Например, вы приходите в гипермаркет и видите, что два литра вашего любимого рыбьего жира продаются по цене одного. Счастье-то какое! И вы берете этот рыбий жир и несете на кассу. Вот тут стоп: с чего вдруг гипермаркету ставить столь дорогой продукт по такой смешной цене? Тут два варианта: продукт просрочен, или срок годности выходит буквально в считанные дни, или это обыкновенный маркетинговый ход для заманивания постоянных клиентов. В первом случае вас поджидает диарея, во втором — постоянные походы в этот магазин. Что хуже?
Другой вариант: возле входа вас встречает молодой человек и с лучезарной улыбкой предлагает поучаствовать в акции «Купи электромассажер для кутикул и выиграй что-то там». Вот это «что-то там» можно разделить на две категории: первая – дешевый приз, который вы, скорее всего, выиграете, и вторая – дорогой приз, который вы никогда не выиграете. Тут все просто: во время любой рекламной акции директивы и призы идут из головного офиса, который обращается к региональным менеджерам. Те, в свою очередь, — к супервайзерам, а супервайзеры – к тому самому мальчику, который вам предлагает этот никому не нужный массажер, и мальчик этот именуется промоутер. Главный приз, допустим, еще один такой же массажер, уже давно затерялся где-то дома у одного из менеджеров или супервайзеров (хотя по отчетности его выиграл некий Вася Пупкин – друг этого менеджера), или лежит на прилавке, блестя подарочными ленточками. Но опять-таки он уже за кем-то закреплен, и по прошествии акции уйдет в страну Мальборо, то есть к тому же менеджеру. Видите, директивы не теряются, а призы – еще как!
Они не первые и точно не последние
Пример из жизни: одна из крупных компаний, изготовляющих разные детские побрякушки, проводила в Симферополе акцию: купи два вида продукции компании и получи шанс выиграть огромную доску для рисования или какие-то дешевенькие наборы для детского творчества. На столе у девчонок стоит этакое пятилитровое ведро с капсулами, в которых бумажки с названием подарка или просто пустые клочки бумаги. Вы думаете, кто-то выиграл доску? Конечно, нет, во время акции выиграли пару десятков наборов для творчества. При этом продажи выросли раза в два-три.
Страдают в данном случае трое: дети, кошелек родителей и девчонки, они же промоутеры, которые вынуждены с самым беспристрастным видом обманывать людей.
Руслан Новиков, психолог:
«Вообще, подобные акции с ценными подарками для ребенка – травма. Если не удалось выиграть главный приз, то это может довольно сильно отразиться на психике детей. Казалось бы, вот он, подарок, рядом, а на деле – очень далеко».
Труд не адский, но страдать придется
Вы не верите, что приходится страдать и девчонкам, работающим на акции? Зря: чем меньше продаж – тем меньше зарплата. Выходит, что если девушка честно расскажет мамаше с ребенком, что сектор «приз» на барабане — это просто обман, то у ситуации может быть два течения: или уволят, или просто она получит довольно маленькую зарплату. Тем более что проверки с дальнейшими штрафами – дело обычное.
Кроме того, после работы на таких акциях человек полностью теряет веру в возможность выигрыша. И по всем законам жанра начинает распространять информацию, что подобные акции – лохотрон. И вот тут он как раз попадет под прессинг компании, которая его нанимала для работы на акции. Все такие компании сохраняют контакты своих наемных работников, и в дальнейшем, если человек начинает распространять негативные «слухи», то со своими бывшими работодателями ему обеспечена встреча в суде.
Кстати, заработная палата на акциях составляет восемь и выше гривен в час. Работать необходимо четыре - восемь часов. За все это время положен один 15-минутный перерыв. Но это еще цветочки. Например, одна из компаний, реализующих услуги мобильной связи с целью увеличения количества абонентов, провела акцию раздачи бесплатных стартовых пакетов. Все бы хорошо, но надо было видеть тот «бриф» (свод правил, или одноразовая конституция промоутера), который выдали парням и девчонкам, работающим на акции. За 13 гривен в час они должны были курсировать по главным улицам города на строго ограниченной территории. Кроме того, улыбаться, как идиоты на прогулке в камере пыток, и выглядеть чуть ли не как свидетели Иеговы на божьем суде. По сути «бриф» — это список того, что нельзя делать и того, что нужно. Категории «можно» в нем просто не бывает.
Вот и получается, что обычные люди, верящие, что фортуна им улыбнется в очередной раз, обогащают предприимчивые компании, а сами остаются у того самого корыта. Ясно, что никто не тянет силком ни вас, ни работающих там людей. Но все-таки обидно чувствовать себя серой ЦА.
Сергей СВЕТЛОВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 133 от 03 июня 2011 года