Кто хочет забрать торговую марку «Магарач» у иностранной компании, что все эти годы делал директор Института, а также как именно виноделы сотрудничают с эстонцами, узнавал «КТ».
В начале мая министра аграрной политики Украины Николая Присяжнюка повергла в шок новость о том, что директором института «Магарач» одноименная торговая марка продана коммерческой компании из другой страны, и министр вызвался сделать все возможное, чтобы научный институт «Магарач» и торговая марка «Магарач» были возвращены государству. Из сказанного министром следует, что директор Института провернул некую аферу без ведома государства. Вроде бы, на первый взгляд, все предельно ясно. Однако в процессе работы над материалом всплыли некоторые любопытные несоответствия. Например, выяснилось, что контракт о совместной инвестиционной деятельности (СИД), заключенный в 1999 г. между Институтом и эстонским предприятием «Magarach OÜ», а также все дополнительные соглашения к нему, лицензионный договор, изменения к контракту официально согласовывались с Украинской Академией аграрных наук и регистрировались в Министерстве экономики Крыма. Договоры о передаче торгового знака также регистрировались Департаментом интеллектуальной собственности Украины, информация о чем была напечатана в официальном бюллетене департамента. А так как второй стороной в СИД являлось государственное предприятие, ежегодно деятельность СИД проверяли не только налоговые органы, но и КРУ.
Все вышеперечисленное побудило нас разобраться, что же в действительности происходило на «Магараче» последние 12 лет, и насколько повлияют «разборки» с «Магарачом» и эстонцами на имидж инвестиционно привлекательного уголка.
«Магарач», 1828 г.
Национальный институт винограда и вина «Магарач» – старейший отечественный научный центр в ведении Национальной Академии аграрных наук Украины – был основан в составе Императорского Никитского сада в 1828 году с целью развития национального виноградарства и виноделия. Весной 1829 г. был заложен первый опытный виноградник, а в 1873 г. магарачские вина получили первую международную награду на Всемирной выставке в Вене.
В советский период научная работа в Никитском саду продолжается, и в 1940-м Всесоюзная научно-исследовательская станция виноделия и виноградарства «Магарач» преобразовывается в Институт под тем же названием. А в 1952 году при Институте открывается аспирантура для подготовки научных кадров высшей квалификации.
В 1965 г. в пгт Отрадное начинает свою работу винзавод «Магарач» ОПБ (опытно-производственная база) ИВиВ «Магарач». На заводе проводятся научно-исследовательские работы по внедрению в производство новых марок винопродукции, испытания нового технологического оборудования и технологических приемов обработки виноматериалов, ведется апробация научных разработок. В этот период завод в Отрадном разливает великолепную линейку из 16 вин, среди них: «Мускат белый», «Джалита», «Юбилейное», «Рубиновый Магарача» и т.д.
Обломки империи
С распадом Советского Союза иссякло и щедрое бюджетное финансирование. Под обломками империи тогда оказались погребены сотни уникальных предприятий. И «Магарач» не стал исключением. Год за годом производство приходило в упадок. В первые годы независимости розлив практически прекратился, и от роскошного букета марочных вин не осталось ровным счетом ничего. К 1998 г. на заводе разливали только «Славянское» и «Приморское» – крепленые вина низшей категории с большим содержанием спирта, для производства которых не требуется применения сложных технологических приемов. За 1998 г. на заводе было розлито 53 тыс. единиц продукции под этими марками, численность работников – 34 чел., средняя зарплата – 226 грн. в месяц, платежи в бюджет – 70 тыс.грн., из них в местный бюджет –
9 тыс. грн. Финансовый результат за
1998 г. – 48 тыс. грн. убытка. Также имелась задолженность по выплате заработной платы с октября 1998 г. по ноябрь 1999 г. в размере 31 тыс. грн. Рынок сбыта готовой продукции отсутствовал. Вино разливалось в оборотную тару (вторично используемые бутылки), укупоривалось пластиковой пробкой. Производственные линии, установленные еще в советский период, десятилетиями не обновляемые, к обозначенному периоду выработали свой ресурс и пришли в негодность. В этом состоянии находился винзавод «Магарач» на момент начала совместной деятельности.
Новое начало
В 1999 г. Институт, не имея достаточного бюджетного финансирования, чтобы спасти производство, был вынужден заняться поиском частных инвесторов. Положение усложняло то, что завод нужно было поднимать из руин, и просто фиксированная сумма денег ситуацию бы не спасла, необходимо было найти настоящих энтузиастов, способных вкладывать не только деньги, но и свои силы и время в восстановление легенды «Магарача».
В отличие от сотен предприятий, так и не нашедших поддержки, и в буквальном смысле исчезнувших в те годы, Институт обрел единомышленников в лице эстонцев. В том же году между институтом винограда и вина «Магарач» и эстонской компанией «Magarach OÜ» был подписан контракт о совместной инвестиционной деятельности (СИД). Соотношение долей сторон, а также участие в прибылях и убытках составило: Инвестор – 49%, Институт – 51%. При заключении контракта был определен перечень имущества и интеллектуальной собственности, являющихся взносом Института в совместную деятельность. Взносом эстонской стороны в СИД стала итальянская линия розлива стоимостью в 253 тыс. грн.
После подписания контракта о СИД на финансовые инвестиции эстонской стороны началась реконструкция винзавода. Практически все имущество, переданное Институтом в совместную деятельность, требовало капитального ремонта. Средства поступили от эстонской стороны в виде беспроцентной возвратной финансовой помощи в размере 540 тыс. грн., и в качестве пред-оплаты за будущую винопродукцию – 370 тыс. грн. (курс украинской валюты в 1999 г. – четыре гривны за один доллар США) . Впоследствии перечисленная финансовая помощь и предоплата были возвращены с задержкой в три года. Проценты, штрафные санкции и пеня не начислялись, несмотря на кредитную процентную ставку Нацбанка Украины, которая на тот момент составляла 45% годовых.
В течение всего 1999 г. завод стоял на реконструкции. А с 2000 г. началось производство продукции – появились такие марки, как «Каберне Магарач», «Сухое красное Магарач», «Сухое белое Магарач», полная линейка полусладких и полусухих вин, «Херес сухой Магарач», «Портвейн красный Магарач» и т. д. Расширение производства стало возможным за счет виноматериала, закупаемого в Севастопольском и Бахчисарайском регионах на средства от совместной деятельности.
Эстонцы полностью изменили внешний вид продукции: в 1999 г. в Латвии был заказан и разработан дизайн бутылки и этикетки. Одними из первых в Украине они отказались от дешевого пластика и начали использовать корковую пробку для укупорки бутылок. Вина «Магарач» приобрели тот вид, который сегодня известен тысячам потребителей в Украине и России.
Торговый знак, 1999 г.
Так как Институт всегда являлся исключительно научно-исследовательским учреждением, то в 2001 г. с целью более эффективного управления и использования ресурсов на базе научно-производственного хозрасчетного отдела института «Магарач» решением президиума Украинской Академии аграрных наук (УААН) создается агрофирма «Магарач» – государственное предприятие, напрямую подчиненное Институту. АФ «Магарач» становится Стороной в Контракте о СИД и правопреемницей Института в совместной деятельности.
В 2002 г. объемы производства возросли настолько, что потребовался дополнительный рынок сбыта. Предложение значительно превышало спрос. Годы производства «Славянки» и «Приморского» не прошли даром – торговая марка «Магарач» не была известна на рынке, и продукция не вызывала доверия у дистрибьюторов и потребителей. Почти двухвековая история «Магарача» оказалась полностью дискредитированной в первые годы независимости Украины. И это доверие нужно было снова заслужить.
Когда зашел разговор о расширении рынка, то стало ясно, что для этого необходимы время и значительные финансовые вливания. Тогда «Magarach OÜ» создает дочернюю фирму ДП «Магарач», которая по договору с СИД становится эксклюзивным дистрибьютором и принимает на себя обязательство расширять рынок сбыта, но при условии, что развиваемый торговый знак, зарегистрированный в 1999 году, будет находиться под ее контролем.
Во исполнение вышеперечисленных договоренностей 08.12.2003 г. между АФ «Магарач» и ДП «Магарач» заключен Договор №14090 о передаче права собственности на знак для товаров и услуг МАГАРАЧ в отношении товаров 33-го класса МКТП (вина; алкогольные напитки (кроме пива); алкогольные напитки перегонные; аперитивы) по свидетельству Украины №14090. Договор зарегистрирован в Департаменте защиты интеллектуальной собственности Украины 15.03.2004 г. рег. №2480. Немаловажен тот факт, что свидетельство на торговый знак «Магарач» по 33-му классу МКТП было получено Институтом в том же, 1999 году.
В любой стране стоимость любого промышленного торгового знака определяет его доля рынка. И, естественно, при расширении этой доли соответственно возрастает и стоимость – торговый знак обретает фактическую ценность. С каждым годом вложенные средства, труд и время создают дополнительную стоимость. Вина, которые производят сегодня под торговой маркой «Магарач», возродились в результате совместной деятельности, большинство из них – это совершенно новые марки, ранее на «Магараче» не выпускавшиеся. Внешний вид продукции – результат творческого вклада «Magarach OÜ», реконструкция завода и рост производства стали возможны за счет средств эстонской компании, расширение рынков сбыта – заслуга ее же дочернего предприятия.
Прибыль через 10 лет
В 2005 г. на основании постановления президиума УААН от 13.06.2005 г. №8 произошло объединение государственного предприятия «Агрофирма «Магарач» и ГПОХ «Предгорное» НИВиВ «Магарач». На момент объединения с АФ «Магарач» убытки ГПОХ «Предгорное» составляли около 5 млн. грн., полугодовая задолженность по заработной плате привела к оттоку высококвалифицированных кадров, а технологическое оборудование винзавода ГПОХ «Предгорное» устарело, было изношено и многие годы не ремонтировалось. Большая кредиторская задолженность, не имеющая покрытия, вела ГПОХ «Предгорное» к банкротству. После объединения с ГП АФ «Магарач», на финансовые средства от СИД, на винзаводе ГПОХ «Предгорное» в с. Вилино были произведены ремонтно-восстановительные работы, выплачены все долги кредиторам, полностью погашена задолженность по заработной плате сотрудникам, закуплены новая с/х техника и автотранспорт.
За период совместной деятельности объем производства готовой продукции увеличился до 1407 тыс. бутылок в год (более чем в 26 раз), ассортимент выпускаемой продукции расширился с трех марок вина до 19, значительно улучшилось качество. Рост объемов производства позволил создать новые рабочие места и значительно поднять уровень заработной платы работников агрофирмы. В результате отчисления в местный бюджет в виде налогов и сборов за период с 1998 по 2010 гг. возросли в 139 раз – с 9 тыс. грн. до 1249 тыс. грн., в том числе подоходный налог с 6 тыс. грн. до 1165 тыс. грн. С 2006 г. Агрофирма стала занимать ведущее место среди предприятий отрасли по уровню заработной платы сотрудников.
В течение 2010 г. компанией «Magarach OÜ» на винзавод АФ «Магарач» в Вилино было завезено технологического оборудования (прессы, фильтры, оборудование для линии розлива) на общую сумму более 2 млн. грн. При этом, согласно нормам п.1 ч.2 ст.1141 Гражданского кодекса Украины и положениям Контракта, по истечении срока действия контракта о совместной инвестиционной деятельности имущество АФ «Магарач» возвращается Агрофирме вместе с произведенными улучшениями, без компенсации стоимости улучшений.
За весь период действия Контракта о СИД и по сей день, с целью увеличения оборотных средств предприятия, прибыль ни разу не распределялась и полностью направлялась на дальнейшие улучшения.
За 10 лет, пока торговая марка «Магарач» расцветала, «Magarach OÜ» ни разу не начислил роялти за использование торговой марки. Только в середине 2008 г., когда производство было полностью налажено, 100% готовой продукции находило своего покупателя, и СИД ежегодно стабильно наращивала оба показателя, «Magarach OÜ» впервые начислил роялти. Таким образом, через 10 лет непрестанного труда, направленного на развитие производства и торгового знака, эстонское предприятие впервые извлекло прибыль из своей деятельности.
Слово и дело…
Последние годы крымчане активно привлекают иностранных инвесторов, обещая здоровый инвестиционный климат, снижение уровня бюрократии и коррупции. Что же в действительности? Выходит, зачастую эти обещания даются лишь на первом этапе, когда привлечение зарубежного капитала является жизненно необходимым для развития или даже выживания какого-либо предприятия. Но как только задача выполнена, ставшего «неудобным» инвестора могут начать вытеснять?
фото архив "Крымский ТелеграфЪ"
материал опубликован в "КТ" № 133 от 3 июня 2011 года