Спустить деньги на «Осень», завербовать налоговых агентов, выявить злостных неплательщиков — вот точки взаимодействия министерства курортов и налоговиков.
«Раскручивая» Крым
Курортный сезон начался, а Министерство курортов и туризма Крыма решило отчитаться перед журналистами лишь по планам и проектам: «вернуть Крыму имидж всесоюзной здравницы», «увеличить продолжительность курортного сезона», «провести ребрендинг»... Если 16 мая говорить лишь о планах, то когда же их воплощать в курортной жизни?
Первое и главное: Минкурортов и туризма решило продюсировать Крым, и уже с начала года на его рекламу потратило 400 тыс. грн. бюджетных денег. А вдруг что-то получится? Всего на развитие курортной отрасли из бюджета выделено 7,2 млн. гривен. Большую часть этих денег министерство запланировало вложить в проект «Осень» и подготовило специальную программу по «продвижению» крымского межсезонья. Но главная задача властей — «вернуть Крыму имидж мировой здравницы», так как сегодня Крым ассоциируется лишь с двухмесячным отдыхом, а не круглогодичным курортом.
Александр Лиев, первый заместитель министра курортов и туризма Крыма:
«Из бюджетных денег 100 тысяч потрачено на рекламные туры. Оставшаяся часть запланированных средств будет направлена на рекламу крымского межсезонья. С сентября до середины ноября на Первом национальном телеканале будут транслироваться ролики с новым логотипом Крыма».
Георгий Псарев, министр курортов и туризма Крыма:
«Цель данного проекта – популяризация крымского курортного оздоровления в период межсезонья и привлечение в Крым туристов из Украины, России, Прибалтики и Белоруссии».
Географический приоритет, направленный прежде всего на страны-соседи, министр обусловил привычной «ассоциацией Крыма с оздоровительным курортом» у жителей бывших союзных республик. Вице-премьер пояснил, что в проекте будут участвовать более 50 круглогодичных крымских лечебных санаториев, готовых к переговорам по согласованию доступности цен.
Георгий Псарев:
«Мы не собираемся их (владельцев гостиниц) заставлять работать в убыток. Но они должны хотя бы попробовать отработать по себестоимости. Либо они не загружают здравницы вообще, либо получают туриста и зарабатывают на дополнительных услугах».
Параллельно министерство ведет переговоры с компаниями-перевозчиками и туроператорами, «готовыми взять на себя обязательство по загрузке санаториев» и сообща формировать стоимость путевок, включая стоимость проезда.
Агент 007, или Засланный казачок»
Активно готовясь к курортному сезону, не забыло министерство и о мелких частных предпринимателях, предоставляющих рекреационные услуги и сдающих в аренду жилье. Частников в Крыму бесчисленное множество: апартаменты, квартиры, комнаты и даже койки сдаются в курортных зонах буквально в каждом дворе. «Для них, — заявил министр, — будет введен собственный налог с возможностью на три месяца приобрести патент и отчислять в бюджет деньги».
Но, как выяснилось на пресс-конференции Государственной налоговой администрации, временный патент работал до 2011 г., сейчас его действие остановлено и может быть возобновлено только с изменениями в Налоговый кодекс, другое дело, что кодекс необходимо усовершенствовать, но до совершенства, похоже, еще далеко. Так что о временном патенте в этом году речь идти не может. Странно, как может этого не знать министр курортов?
Людмила Ельцова, заместитель председателя ГНА в Крыму:
«Если внесут изменения либо примут какой-то экстренный закон, который изменит правила налогообложения в период курорта, тогда мы будем действовать в соответствии с законодательством».
Не исключают налоговики, что в разгар сезона непременно столкнутся с многочисленными случаями уклонений от уплаты налогов. Но в этом вопросе — все продумано! Этим будут заниматься специально инструктированные правоохранители, которые под видом отдыхающих будут «вживаться» в мини-пансионаты, мини-гостиницы и даже квартиры, чтобы, так сказать, «на горячем» застать злостных неплательщиков налогов.
Людмила Ельцова:
«База частников, сдающих жилье в аренду, в крымской налоговой есть. Это как зарегистрированные граждане, так и частные предприниматели. А статус предпринимательской деятельности имеют 757 человек. Остальных будем выявлять и принимать меры».
Удовольствие «ниже среднего» и для туристов, и для агентов
Один процент курортного сбора решила собирать с отдыхающих Налоговая администрация, переименовав его в этом году в «туристский». Как будто название меняет суть!
1% , согласитесь, мелочь, но раздражение у туристов он явно вызовет. Проблема не в сумме, а в способе его сбора. Этим неблагодарным делом будут заниматься так называемые «налоговые агенты». Причем эти агенты будут работать внештатно, а многие, похоже, даже не «за спасибо». Суть в том, что обязанность быть «налоговым агентом» ГНА рекомендовало местным органам самоуправления вменить в функции коммунальных служб и милиции.
Это значит, что теперь, например, сотрудники ЖЭКов будут, помимо своих прямых задач, ходить по домам, дворам, квартирам и «сбивать» с разморенных солнцем отдыхающих туристский сбор. Нетрудно себе представить негодование туристов, хозяев и все те нецензурные фразы, которые придется выслушивать агентам от не желающих беспокоиться о крымском бюджете отдыхающих. Вопрос оплаты такого незавидного труда несколько сомнительный. Нет четких сумм, нет контроля, лишь одна надежда на сознательность.
Людмила Ельцова:
«Местные органы, как никто другой, должны быть заинтересованы в увеличении бюджетов и развитии инфраструктуры. Мы рекомендовали местным органам установить оптимальные зарплаты в зависимости от размеров сбора выручки. Агенты должны быть сами заинтересованы в максимальных сборах. Налоговые агенты должны быть «чистоплотны» и не скрывать от своего начальства реальную выручку. Все это в интересах их районов».
Туристский сбор коснется лишь неорганизованных отдыхающих. Для курортников, которые едут в Крым по путевкам санаториев и пансионатов, турсбор будет включен в стоимость путевок и курсовок. Туристов-дикарей, в палатках и без, сбор обойдет стороной.
В то же время налоговики не забыли похвастать перед журналистами первыми плодами: мол, не зря разрабатывали, не зря старались.
Владимир Охрименко, председатель ГНА в Крыму:
«В этом году администрированно прибыло в бюджет 242 тыс. грн. Наибольшие поступления в Ялте — 141 тыс. грн., 38 тыс. — в Евпатории, 35 тыс. – в Алуште».
Загорать «платно» или «бес-»? – вот в чем курортный вопрос
Вопрос, ежегодно волнующий отдыхающих, приезжих и местных, — бесплатность пляжей. Интересно, как в этом году органы местного самоуправления будут контролировать «бесплатность»? В прошлом сезоне правоохранители рекомендовали отдыхающим, которые столкнутся с взиманием денег за пляжи, за море, за посещение крымских достопримечательностей, жаловаться в милицию. Но, как известно, жалобы принимались, но вот с реагированием были проблемы! Неизвестно, куда и кому перенаправлялись жалобы, но еще более неизвестным осталось, отреагировали ли «органы» должным образом? В этом году для принятия жалоб и решения проблем отдыхающих предусмотрен «Сall-центр» – 800-500-222, – заверил министр курортов. Услуга — бесплатная и доступна с 8-00 до 20-00. Но, мы, журналисты, привыкшие не доверять словам, решили проверить работу новой организации на деле. И представьте себе: дозвонились! После первого же гудка оператор турпомощи поднял трубку и вежливо ответил на интересующие нас вопросы! Интересно, в разгар сезона, после тысячного звонка оператор будет столь же вежлив?
Хотелось бы.
Вера НАДЕЖДИНА "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"
материал опубликован в "КТ" № 131 от 20 мая 2011 года.