О том, как формируется архитектурный облик поселка и какие преобразования идут в Массандре, мы беседуем с заведующим отделом градостроительства и архитектуры Массандровского поселкового совета Евгением Чехловым.- Какие основные задачи решает отдел градостроительства?
- Первая и главная задача - разработка и утверждение градостроительной документации. Это документы территориального планирования, каковым является Генеральный план, документы градостроительного зонирования, проекты планировок, межевание, градостроительные планы земельных участков. То есть вся документация, которая предусмотрена новым Законом «О регулировании градостроительной деятельности». На базе этой документации ведется разработка и мониторинг правил землепользования и застройки. Нашей основной задачей является регулирование застройки на основании этих документов - градостроительной документации и правил благоустройства Массандры, регулирование в самом широком смысле этого слова, начиная от документов по землеотводу и заканчивая актами ввода объекта в эксплуатацию. Это наш диапазон действия.
- Какие тенденции видите - куда движется архитектура Массандры: стало больше хороших проектов или, напротив, многие вызывают сомнения?
- Конечно, архитектура Массандры, да и всего Южного берега, за последние 10-15 лет неузнаваемо изменилась. Сегодня нет типовой архитектуры, которая была в советские времена, когда все города были похожи один на другой, здания строились по типовым проектам. Сейчас практически все здания индивидуальные. Есть очень интересные находки, но, конечно, не обходится и без ошибок. Я бы сказал так: от количества нужно переходить к качеству.
- Что для вас является качеством?
- К примеру, сейчас много новых зданий, уникальных в плане объемно-планировочных решений. А если говорить об отделочных решениях, то здесь палитра очень скупа. Применяемые материалы можно перечислить по пальцам: стекло, композитные материалы, дерево, штукатурка «церезит» и практически всё. Хотелось бы видеть большее разнообразие отделочных материалов - от этого обогатится и архитектура. Я совершенно недоволен тем, что сегодня не употребляются естественные материалы и камни - здание должно быть долговечным, тем более что вокруг нас такое огромное количество дворцов, замков и имений, выполненных из натурального камня. Радует, что инвесторы стали задумываться об архитектуре. Еще недавно для них основной целью было получение строительных площадей, а сегодня они смотрят и за эстетикой. Поэтому жаль, если эта архитектура будет существовать максимум пять-десять лет, а потом потребуется ее замена. Я бы предпочел видеть долговечные материалы, чтоб здание стояло на века и потомки могли сказать: это здание построил архитектор Иванов по заказу бизнесмена Петрова. Тогда в анналы истории войдет не только имя архитектора, но и застройщика.
- Сейчас нередко можно услышать критику градостроительной политики. Что бы вы ответили вашим оппонентам?
- Архитектура, видимо, всегда была и будет той отраслью, в которой «разбираются все». Поэтому критиков будет всегда в достаточном количестве. К этому надо относиться спокойно, разумно и прислушиваться к критике. Мы стремимся, чтобы все проекты были публичны. Надо исходить из того, что проект создает конкретный автор для конкретного заказчика. И архитектурное исполнение объекта остается целиком в компетенции заказчика. Вмешиваться в архитектуру мы по действующему законодательству не имеем права. Отдел градостроительства определяет параметры здания, его назначение, предельную высоту, ширину. А говорить, каким цветом покрасить, - это не задача главного архитектора проекта. Это задача автора. Если он сделал плохой проект, то впредь к нему никто не обратится. По такому принципу работают на Западе. Там даже публичные слушания проводятся далеко не всегда. Поэтому я не считаю, что у нас все скрыто от населения. Напротив, мы открыты к диалогу, но к диалогу конструктивному. Кстати, ближайшие общественные слушания пройдут у нас в октябре, последние были в июле.
- Часто встречаются нарушения, отклонения от проекта?
- Как правило, есть две категории застройщиков: первые делают все документы, разрешения, согласования; вторые, игнорируя закон, надеются на авось. Хочу отметить, что в наше время строительство без разрешительной документации чревато последствиями. Административный протокол в такой ситуации может быть только верхушкой айсберга, в нашей практике в последнее время участились случаи принятия решений о приостановке строительства. Но самое главное, что самострои все равно нужно будет узаконивать, так лучше сразу делать полный пакет документов на начало строительства, чем потом «догонять идущий поезд».
Есть случаи, когда граждане выявляют нарушения и пишут обращения в отдел градостроительства либо поселковому голове. В таких случаях мы всегда реагируем, выезжаем с проверкой сами и привлекаем к работе профильные службы.
Мы всегда готовы проконсультировать и помочь разобраться в тех или иных ситуациях всем, кто к нам обращается.
На фото: комиссия составляет протокол на одного из нарушителей.