Что притягивает многочисленных туристов в традиционные места отдыха? Чистое теплое море, красивая природа, разнообразные достопримечательности и, конечно же, чистота и порядок в городе, где проходит отпуск. Южный берег Крыма практически ничем не уступает заграничным курортам по большинству этих пунктов. А для того, чтобы соответствовать высоким туристическим стандартам на все сто процентов, просто необходимо привести в порядок наши города и поселки.Наш сегодняшний собеседник - начальник отдела по контролю за благоустройством города Алупки Виктор Шуляков
Виктор Иванович, в чем заключается функция возглавляемого вами отдела?
- Этот отдел создан решением Алупкинского городского совета в конце прошлого года. Необходимость в его создании возникла в связи с огромным количеством незаконных строек на территории города, которые шли с нарушением всех архитектурных правил и норм благоустройства. Если сегодня проехать по Алупке, то сразу же бросаются в глаза страшные заборы, установленные здесь в огромном количестве, – деревянные, металлические, оплетенные колючей проволокой…
В течение полутора месяцев мы занимались подготовкой нормативных актов на основе законодательных актов Украины. В итоге мы разработали Правила благоустройства Алупки – достаточно емкий документ на 64 страницы. В него вошло практически все: правила как для жителей города, так и для предпринимателей, которые осуществляют здесь хозяйственную деятельность, а также правила работы для специалистов нашего отдела. Документ уже вступил в силу, а исполнительным комитетом Алупки утверждены формы документов, с которыми мы работаем, – предписания, ордеры, протоколы.
Ранее подобных Правил благоустройства территории не существовало?
- Подобный документ в Алупке существовал, но в каком-то исковерканном виде. Правила были чисто декларативные и занимали всего три страницы – это нонсенс. Судя по всему, при его разработке никто не опирался на Закон о благоустройстве населенных пунктов и Закон о градостроении.
У нас есть график плановых выездов инспекторов отдела по определенным участкам города. Если человек хочет установить забор, то должен прийти в отдел архитектуры и к нам, согласовать его вид и форму, даже если это временное сооружение. То же самое актуально и при прокладке кабеля – город должен знать, где у нас что имеется, иметь полную базу.
Думаю, жители Алупки с нами уже успели познакомиться, мы заходим практически в каждый дом. Кроме того, нашим инспекторам немало приходится выезжать и по так называемым «аварийным» выездам – кто-то где-то роет, сбрасывает мусор, рубит деревья. Мы обязаны реагировать на подобные случаи. По законодательству Украины инспектора отдела благоустройства имеют право выписывать предписания на устранение недостатков в определенные сроки. К примеру, если человек выбросил пару мешков мусора рядом с домом, то ему будет предписано все привести в порядок в течение суток, если же объемы большие и повлекут за собой материальные затраты, например, на заказ автомобиля, то естественно, мы немного расширяем временные рамки. В любом случае, предписание должно быть выполнено в полном объеме.
Наверняка, существует и система штрафов для тех, кто проигнорировал требования закона?
- Наш отдел руководствуется Административным кодексом Украины, где четко указаны штрафы за подобные нарушения. Кстати, в прошлом году правительство страны подняло подобные штрафы в несколько раз – если до середины 2009 года для юридических лиц штраф по 152 статье админкодекса за нарушение правил благоустройства территории максимально составлял 170 грн., то сейчас эта сумма выросла до 1700 грн. Для простых жителей эта сумма - до 1360 грн. Есть над чем задуматься.
Причем закон не регламентирует время устранения нарушения – инспектор выписал протокол, и если на следующий день проблема не устранена, мы можем выписать повторный штраф. Думаю, экономическая составляющая заставит людей задуматься и не превращать свой город в помойку. Такие суммы могут значительно ударить по карману нарушителя – физического лица. А с юридическими лицами процедура будет немного иная – если нарушение не устранено после пары протоколов, то такие дела мы будем передавать в суды.
У вашего отдела уже есть реальные примеры устранения нарушений?
- Крупные застройщики, ведущие активную деятельность на территории Алупки, уже начали к нам прислушиваться. Не знаю, какие у них были отношения с предыдущими властями, но сегодня они уже начинают выполнять предъявляемые к ним требования.
Работа отдела ведется круглую неделю, потому что часто различные нарушения в сфере благоустройства города происходят именно в выходные. В минувшую субботу поступили звонки от жителей города депутатам горсовета о незаконных действиях организации «Старые Кадаки», которая при проведении строительных работ сбрасывала отвал грунта в море. Инспектора отдела выехали по сигналу, чтобы приостановить нарушение. Мы пригласили представителей организации в исполком на беседу, будем разбираться - посмотрим документы и укажем на выявленные нарушения. Но могу сразу сказать – по данному факту однозначно будет составлен протокол. Им будет дан срок на устранений, нарушений и если они проигнорируют его, то далее от нас последуют обращения в Азово-Черноморскую экологическую инспекцию и другие уполномоченные инстанции.
По «Геншафту» нам тоже поступали звонки, что, якобы, готовятся к вырубке многолетние деревья. Инспектора отдела благоустройства оперативно выехали на место и проконтролировали ситуацию. Вообще-то за рабочий день таких вызовов мы получаем в среднем от десяти до двадцати. И реагируем на все без исключения. Так что работы хватает, я лично каждый день с семи часов утра делаю объезд города и даю соответствующие указания по устранению недостатков инспекторам отдела.
Какова ситуация в городе с нарушениями Правил благоустройства со стороны граждан?
- В принципе, все то же самое, но в несколько меньших масштабах. Есть люди, которые нашу работу в городе воспринимают в штыки – для них это нечто новое, многие привыкли жить и строить, как им заблагорассудится. Было и такое в городе, когда незаконное строительство производилось даже на опорных стенах. Это очень опасно, и подобного допускать нельзя.
Основная же масса жителей Алупки относится к нашей работе с пониманием и одобрением. На сегодняшний день даже появилась практика, когда простые люди, зная, что в городе работает такой отдел, звонят непосредственно своим депутатам, жалуются на нарушителей. Для нас это большая помощь. В отделе пока всего четверо инспекторов, так что объем работы на каждого просто огромный. К тому же приятно, что мы понемногу приучаем граждан следить за своим городом, в котором они живут, где растут их дети. Люди много говорят о том, какой Алупка была когда-то – цветущей, чистой, опрятной. А сегодня Алупка вызывает несколько удручающее впечатление. Именно над приведением ее в порядок мы и работаем и, уверен, постепенно выйдем на достойный уровень.
Тем более, что мы с пониманием идем навстречу каждому, даем время самостоятельно устранить недостатки. Если кто-то не успевает в предписанные сроки из-за различных форс-мажорных ситуаций, то предписание закрывается, пишется причина несоблюдения графика, и выписывается новое, но с уже меньшим сроком. Но и здесь надо понимать, что должна быть мера во всем и больше двух предписаний мы, скорее всего, выдавать не будем. Далее – протокол и штраф. Мы стараемся идти на диалог, но будем строго контролировать соблюдение закона.
Что в ближайших планах вашего отдела?
- Пока наша работа идет тяжело, но, надеюсь, в ближайшее время, когда мы наведем определенный порядок, отдел выйдет на планомерную работу, а в дальнейшем будет просто контролировать ситуацию. Уже сегодня многие, кому мы выписываем предписания, идут на контакт и исправляют нарушения – они понимают, что делают красиво и хорошо себе же, да и всему городу.
На днях совместно с торговым отделом мы провели пробный семинар с предпринимателями, на котором доступно разъяснили им основные положения Правил благоустройства. Стараемся максимально открыто работать, не сидеть в кабинетах, а контролировать ситуацию на улицах, быстро и четко разъяснять людям интересующие их вопросы. Бывает и так, что наше общение с гражданами затягивается, причем по инициативе самих посетителей – людям интересно, и это радует.
Вы ставите какие-то конкретные сроки перед собой и своими подчиненными?
- Благоустройство города – дело не одного года. Но первоочередная задача - войти в летний сезон без мусора, без разрушенных дорог и развалившихся опорных стен. Ну а в идеале Алупка должна стать таким местом, где хочется жить и отдыхать. Чтобы люди интересовались нашим городом больше, чем далекими Турцией или Египтом.Автор: Беседовал Игорь Серегин