Пока Ялта договаривается с перевозчиками об улучшении качества обслуживания населения, Массандра делает реальные шаги навстречу местным жителям. В нынешнем курортном сезоне все поселки Массандровской поселковой территориальной громады снова объединил социальный автобусный маршрут № 77. Это один из немногих (если не сказать – единственный) маршрутов западной части Южного берега Крыма, который по праву можно назвать социальным.Впервые этот маршрут появился на территории Массандровского поселкового совета в 2007 году. Тогда, согласно разработанному паспорту экспериментального социально-значимого маршрута, он объединял все поселки территориальной громады, кроме пгт. Советское. В прошлом году поселковое руководство решило продлить маршрут до санатория «Долоссы», тем самым увеличив пассажиропоток. Впрочем, это не сделало маршрут прибыльным или самоокупаемым. Однако орган местного самоуправления не ставил своей целью создать на территории поселка еще один бизнес-проект, который позволит кому-то заработать. Основная цель – удовлетворить потребности местных жителей. И это удалось, ведь именно летом автобус № 77 необходим местным жителям и гостям поселковой громады, поскольку на нем всегда можно добраться как до пляжей (доступ к которым свободный), так и в Никитский ботанический сад. Именно поэтому автобусом пользуется большая часть пассажиров. Кроме того, автобус четко следует расписанию, так что пассажирам удобно рассчитывать свое время и не приходится подолгу стоять на остановках в ожидании транспорта.
Чтобы маршрут работал без перебоев, Массандровский поссовет дотирует его, взяв на себя затраты на топливо. Надо отметить, что стоимость проезда в этом автобусе – 3 грн. независимо от расстояния. Для сравнения: на некоторых ялтинских автобусах, чьи маршруты пересекаются с массандровским социальным автобусом, стоимость проезда выше - от 3,5 грн.
Неудивительно, что пассажиры предпочитают пользоваться более «бюджетным» транспортом, а это нередко вызывает отрицательные эмоции у ялтинских «конкурентов». По словам заместителя Массандровского поселкового головы Алексея Радченко, водители автобусов № 34 попросту снимают расписание социального 77-го.
- Когда мы создавали этот маршрут, - говорит Алексей Радченко, - мы в первую очередь ориентировались на потребности местных жителей. Помимо этого, автобус № 77 стал альтернативой более дорогим ялтинским автобусам, которые практически никогда не соблюдают расписание движения. Отмечу также, что паспорт и схема маршрута согласованы в Управлении ГАИ Крыма. Как ни странно, таких согласований не имеют перевозчики, маршруты которых следуют из Ялты в населенные пункты Массандровской поселковой территориальной громады.
Основные преимущества социального автобуса – приемлемая ценовая политика, сам маршрут, объединяющий все поселки Массандровской территориальной громады, и четкое следование расписанию – создают достойную конкуренцию ялтинским автобусам. Возможно, перевозчики, обслуживающие эти маршруты, станут больше внимания обращать на потребности жителей населенных пунктов Массандровской поселковой территориальной громады – именно на это непрозрачно намекают законы конкуренции.