13 июля состоялась встреча местных жителей с представителями туристических фирм, обслуживающих круизные суда, а также с представителями Массандровского поссовета и Ялтинского горсовета, на которой заинтересованные стороны попытались найти компромиссное решение вопроса.Единственная дорога, ведущая ко дворцу, проходит вдоль выше указанных домов, причем ширина дорожного полотна не позволяет разъехаться даже двум встречным легковушкам. За последние несколько лет, по словам местных жителей, водители автобусов неоднократно создавали опасные ситуации на дороге, наносили ущерб зданиям, коммуникациям и зеленым насаждениям.
- Прямо перед дорогой проходит коллектор, он провалился. Дом потрескался. Нас это не устраивает, - говорит местный житель Виктор Мурзиков.
Несмотря на установленные на въезде дорожные знаки 3.1 – «Движение запрещено» и 5.31 – «Жилая зона», дорога ко дворцу остается весьма оживленной. У большинства водителей нет согласованных с ГАИ документов, разрешающих проезд под запрещающие знаки. Расположенный при въезде КПП (который, кстати, по словам заместителя Массандровского поселкового головы Алексея Радченко, находится здесь незаконно) пропускает едва ли не каждую вторую машину. По словам местных жителей, за проезд на территорию дворца работники КПП берут 30 грн. с автобуса.
В прошлую среду, 6 июля, местные жители воспрепятствовали проезду двух туристических автобусов. Как сказал директор фирмы «Select Black Sea» Сергей Прядко, в связи с этим его организация понесла убытков на сумму 2 тысячи долларов.
В жарком споре за право проезда на территорию Массандровского дворца представители туристических фирм настаивали на необходимости доставки туристов непосредственно ко дворцу, поскольку за ограниченное время пребывания в Ялте гости города должны успеть посетить до трех туристических объектов. В противном случае, если местные жители будут продолжать препятствовать проезду, турфирмам придется исключить Массандровский дворец из экскурсионной программы.
- Мы должны понять, что есть дворец общенационального значения. К нему подъехать круизные туристы могут только по этой дороге, это факт, - говорит Сергей Прядко. - Мы понимаем, что если мы наносим экологический ущерб, мы готовы его компенсировать, как в Ливадийском дворце, где за каждый большой автобус по безналичному расчету перечисляем 50 гривен. За то, что круизные туристы подъезжают на аллею, примыкающую к Ливадийскому дворцу.
В итоге представители туристических фирм и местные жители пришли к компромиссу: проезд ко дворцу будут осуществлять только те автобусы, которые обслуживают непосредственно круизные суда. Остальные туристы будут преодолевать 600 метров от автостоянки до дворцового комплекса пешком. При этом представители турфирм готовы в течение курортного сезона аккумулировать определенные денежные средства (в зависимости от количества проехавших автобусов), которые впоследствии будут направлены на благоустройство домов и прилегающей территории.
Пока неясно, как будут выстроены отношения с теми туристическими фирмами, чьих представителей не было на встрече, но которые также осуществляют экскурсионное обслуживание в Массандровский дворец. Кроме того, дорогу использует крупногабаритный транспорт, направляющийся на Госдачу. Что же касается туристических групп, которые пешком идут ко дворцу, им во время проезда автобуса, судя по всему, придется прыгать в кусты, поскольку иной возможности исключить попадание под колеса из-за узости дороги просто не существует.
Решением проблемы могло стать строительство дороги в объезд жилого фонда. По словам заместителя Массандровского поселкового головы Алексея Радченко, органы местного самоуправления ведут переговоры с фирмой «Центринвест», которой неподалеку был предоставлен земельный участок. Фирме предлагается провести корректировку границ земельного участка, чтобы была возможность проложить новую дорогу.
- Не берусь комментировать, насколько это реалистично, но когда такой проект будет реализован, он решит все вопросы, - сказал Алексей Радченко.Автор: Ксения Пустоварова