Новости Крыма

ОНА ПРОХОДИЛА ПОД НОМЕРОМ 14 489…

08.04.2011, 18:02 Просмотров: 1141
ОНА ПРОХОДИЛА ПОД НОМЕРОМ 14 489…
Она не любит вспоминать о войне, старается вычеркнуть из памяти всё, что связано с событиями тех лет, каждый раз уводя разговор от неприятной темы. Впрочем, как и все, кто пережил страх, ужасы, лишения и нечеловеческие условия пребывания в казематах немецких концентрационных лагерей. Мирная жизнь стерла, размыла воспоминания, но убить их, выжечь из души невозможно: это словно татуировка на сердце – начнешь выводить и умрешь сама.СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО
Раиса Никитична Таран, в девичестве Скрыльникова, родилась в августе 1918 году в селе Орловка Бердянского района в трех километрах от ласкового Азовского моря. Отец её был рыбаком. Еще при царице Екатерине его и еще 300 «очень смирных мужичков» с семьями переселили на черноземные земли Приазовья. Село было большим, шикарно распланированным – с храмом, ровными, длинными улицами, огромными земельными наделами, и никаких заборов. В дружной семье Скрыльниковых росло семеро детей. Позже всех их развело-разбросало по белу свету. Раиса была третьим ребенком, теперь она единственная из тех, кто остался жив, сестер и братьев уже нет. Да и её жизнь не раз висела на волоске.
После школы полная радужных планов, Раиса Никитична поехала в Запорожье поступать в медучилище, но стать медсестрой не судилось – оказалось, девушка до смерти боится крови. Пришлось в срочном порядке переводиться в педучилище, о чем она позже ни капли не пожалела. Когда грянула Вторая Мировая война, Раиса Никитична работала учительницей русского языка и литературы в школе. Тогда она даже и предположить не могла, что окажется в оккупации, будет угнана в Германию, пройдет концентрационный лагерь.
ВЫВОЗ В ГЕРМАНИЮ, ПОБЕГ
Объявили о вторжении, и 23-летняя перепуганная Раиса переехала к родителям в Орловку. А через некоторое время родное село оккупировали немцы. И тогда началось. Всех, даже женщин с грудными детьми, выгоняли работать в поле. А осенью 1942 года всю работоспособную молодежь начали угонять в Германию. Каждому приходило уведомление явиться такого-то числа на дежурный пункт. Тех, кто приходил, насильно запихивали в вагоны и отправляли с отметкой «поехал добровольно». Других ловили и все равно вывозили в Германию.
Ни о чем не подозревавшая Раиса и три её близкие подруги прямо из родного села попали на резиновую фабрику в Кёльне. Через 2 месяца девушки узнали, что на так называемой фабрике на самом деле делают оружие, которое используется против наших советских солдат. Идейные, преданные родине подруги решили бежать… и им это удалось! Но радость была недолгой – уже через несколько часов девушки были пойманы. События начали развиваться с невероятной быстротой и стремительностью! Берлин - судебное разбирательство - отказ делать оружие - осуждение и страшный концлагерь Равенсбрюк, а с августа 1943 года - завод в подлагере в Гентине.
СТРОГИЕ ЛАГЕРНЫЕ ПОРЯДКИ, ИЛИ ВЫЖИТЬ ПОМОГЛА БРЮКВА
По некоторым данным, в Равенсбрюке погибли, умерли от голода и болезней или были жестоко убиты от 50 до 92 тысяч человек. Изначально Равенсбрюк задумывался как женская тюрьма, а в последние месяцы войны превратился в настоящий лагерь смерти. Когда Раису Никитичну с подругами туда привезли, им сразу же присвоили порядковые номера (расположенные на левом рукаве вместе с красным треугольником – знак политических заключенных ). У Раисы это была цифра 14 тысяч 489.
Жили узники в бараках. Каждый день по 12-14 часов они были заняты на сельскохозяйственных работах. В какой-то мере им даже повезло - благодаря овощам, брюкве и выжили. Утром – глоток кофе, днем пол-литра воды с брюквой или картофельными очистками, вечером – кофе и кусочек хлеба. Вот и весь дневной рацион для взрослого человека. На брюкву и блюда из неё Раиса Никитична не может смотреть до сих пор.
Порядки были строгие, надсмотрщики – жестокие. Запомнилась страшная немка-надзирательница, которая избила её, когда узнала, что Раиса учительница, да еще и преподает ненавистный нацистам русский язык. Немка стала лупить девушку по щекам со словами: «Ах, ты учительница! Чтобы забыла, что ты учительница, поняла?»
Многие не выносили бесчеловечного режима и пребывания в антисанитарных условиях концлагеря. Две подруги Раисы Никитичны умерли на её глазах.
- Как я выжила, не знаю. Бог помог, да еще здоровье крепкое, деревенское. Все мечты тогда были вернуться на родину, - вспоминает пожилая женщина.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗА ШАГ ОТ СМЕРТИ, ЖИЗНЬ БЕЗ ВОЙНЫ
В апреле 1945-го года, когда наши войска наступали на пятки врагу и уже было ясно, что война для Германии проиграна, Раису Никитичну вместе с другими больными и изможденными от изнурительного труда, недоедания и нервного перенапряжения узницами надзиратели привели к крематорию. Раиса подумала: «все- это конец, ведь сейчас нас будут бросать в печи и сжигать!» Она начала неистово молиться… Вдруг послышался грохот и ворота во двор оказались сломанными – русские подоспели вовремя!
Вместе с Раисой выжила и её односельчанка, подруга Тамара Щукина. После концлагеря женщины никогда больше не встречались.
Сразу попасть домой бывшим узницам не удалось – сначала их отправили на распределительный пункт в Польшу. Оттуда многие объявленные предателями попадали по этапу в Сибирь. Раисе снова повезло: её отправили на родину - день победы она застала уже там. Через Запорожье и Мелитополь женщину в ужасном состоянии доставили домой, в Орловку.. Ходить она почти не могла - родственникам пришлось целых три месяца отпаивать Раису Никитичну козьим молоком.
Младшая сестра познакомила девушку с коллегой по службе, Николаем, которому во время войны тоже пришлось нелегко. Он влюбился в Раису с первого взгляда, почти сразу они поженились.
В конце 1945 года молодожены переехали на Западную Украину. Каждый тогда искал лучшей доли, свое место в жизни. Вот и Раиса с Николаем съездили на Кавказ, поработали на чайной фабрике, а когда знакомые пригласили в Крым, сразу же согласились. Уже в 1946 году пара переехала в Кастрополь, а потом победным маршем прошествовала почти по всему Южному берегу - жили сначала в Симеизе, потом, в Стройгородоке, Ялте и наконец добрались до Нижней Гаспры.
В то неспокойное время открыто распространяться о том, что был заключенным концлагеря, было нельзя – могли и арестовать. Поэтому даже дети долгое время не знали о секрете своей мамы, которая не хотела подвергать их опасности. Дочь Людмила услышала страшную историю много позже, после окончания института.
До сих пор каждый год выжившие узники Равенсбрюка собираются вместе – то в Симферополе, то на набережной в Ялте. Объединяет их не возраст и даже не война, а тяжелое воспоминание о концлагере, общее на всех. Такое, о котором нельзя рассказать словами.Автор: Элеонора Голицына
Раздел:
Календарь
< Февраль Март, 2024 Апрель 
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28

Последние новости