Все началось в далеком 1983 году, когда Анатолий, как и все ялтинцы, баловался нырянием с маской в море. Здоровое желание ловить рыбу не на удачу, а профессионально привело его к выводу о необходимости учиться. Его первым наставником стал мастер спорта СССР, многократный чемпион Украины Александр Антонов, который кроме всего прочего сам конструирует и собирает подводные ружья.
— Подводная охота на рыбу ведется на задержке дыхания, а не с аквалангом, — рассказывает Анатолий Желдаков. — Во время погружения ныряльщик вырабатывает в себе силу духа, борется с естественным страхом, ведь вода для человека инородная среда. Лично я ныряю до 26 метров, а члены сборной Украины ныряют за 40 метров. Лидерами в нырянии на задержке дыхания можно считать спортсменов из арабских стран. Им под силу погружения до 60 метров.
В 1985-м году Анатолия пригласили в команду, и он начал выступать на первенстве Крыма и Украины. В те годы соревнования были с военным уклоном. Каждый подводный пловец был на специальном учете в военкомате. Пловцы мерились силами в троеборье — стрельба из пистолета Марголина, стрельба из подводного ружья и непосредственно подводная охота. С развалом СССР в Украине начали проводить открытые чемпионаты, в которых могут принимать участие команды и спортсмены из любых регионов и стран. Так недавно ялтинские спортсмены на зачете Кубка Украины из 24 команд-участниц, заняли 4 место.
Украинским любителям подводной охоты, можно сказать, повезло. Они могут охотиться как в море, так и во внутренних водоемах. В большинстве стран Европы речная охота запрещена, за исключением разве что Италии.
— Отличия между охотой в море и в пресных водоемах существуют, — делится впечатлениями Анатолий. — На реке искать рыбу и ориентироваться сложнее. Мешает мутность воды и сильные течения. Самое главное — не видно дна. Пловец теряет ориентиры и начинает паниковать. Опять же коряги на дне, запутавшиеся сети и другие опасности.
— А какие у вас личные рекорды?
— Я был призером чемпионатов и кубков Украины, получил звание кандидата в мастера спорта. Стал инструктором по подводной охоте, с правом проведения обучающих семинаров и выдачей сертификатов. Как подводный охотник в первую очередь горжусь личными рекордами по вылову рыбы. В 1995 году я выловил 15 килограммового толстолобика и выиграл международные соревнования в Молдове. В Приднестровье взял сома на 32 килограмма. Из личных достижений сазан на 17 кг, щука 10 кг, судак на 7,8 кг, лобан – 3 кг, пиленгас – 6 кг, горбыль — 3,8 кг, зубарь — 3 кг.
— Популярность подводной охоты с каждым годом растет. Чем вы это можете объяснить?
— Мы когда-то начинали с гидрокостюмов «Чайка» и самодельных ружей. Сейчас рынок снаряжения перенасыщен, есть любые костюмы, грузила, ружья. Доступность снаряжения вызвала всплеск интереса к подводной охоте. В нашу федерацию по Украине официально входит более 2400 спортсменов. А многие ловят рыбу, но не участвуют в соревнованиях. Так что реально подводной охотой увлекаются тысячи людей. Причем, доля выловленной рыбы в год подводными охотниками не превышает 0,75 процента от общего вылова. Я хочу сказать, что подводная охота не вредит окружающей среде. Наоборот. Ежегодно на членские взносы федерация проводит зарыблевание водоемов. С этого года были значительно увеличены штрафы за браконьерство. А члены федерации, в первую очередь дисциплинированные люди и не нарушают правил рыболовства.
— Признайтесь, на рыбе можно сделать хорошие деньги?
— Это очень распространенное заблуждение. Давайте посчитаем вместе. Простой гидрокостюм стоит 250 долларов. Потом ружье — 150, ласты — 120 у.е., а еще маска, грузила, фонарь, буй. Снаряжение без наворотов обойдется от 700 до тысячи у.е. Затраты не окупаются рыбалкой. То же самое можно сказать о дайвинге или охоте. Это же хобби, состояние души. У нас опасный вид спорта. При погружении можно потерять сознание. Надо уметь рассчитывать силы и знать физиологию человека. Подводная охота дает мне позитивный заряд энергии. На соревнованиях я стараюсь быть на равных с молодежью и забывать о своем возрасте. А еще поездки, общение с единомышленниками. Вот в чем смысл подводной охоты. У нас улов штучный. Это же не сетями рыбу ловить!
— Вы знаете возможности своего организма при погружении?
— Моя рабочая глубина 12-21 метр. Максимально задерживаю дыхание на 5 минут, а рабочая задержка 2 минуты. Охотился в воде при температуре 3 градуса. Был случай, когда в ледяной воде провел три с половиной часа. Вообще у нас принцип, что охотится тот, кто может побороть страх перед глубиной, а выживает тот, кто имеет страх.
— Вы замечаете изменения в Черном море по количеству рыбы или другим показателям?
— С годами рыбы стало меньше, она уходит глубже. Практически вся рыба в Черном море попала в Красную книгу — горбыль, зубарь, петух, рябчик, зеленушка. Да и сама рыба в море стала мельче. Крупные экземпляры почти не встречаются. Так что людям есть над чем задуматься.
— Какие мысли вас посещают во время погружения?
— Под водой острее чувствуешь опасность и хрупкость человеческой жизни. Начинаешь ценить каждый прожитый день, радоваться каждому всплытию. Проведя несколько часов под водой, начинаешь думать о родных тебе людях. Сильно хочется домой к близким. И в этом есть какой-то свой кайф. Наверное, поэтому никогда невозможно бросить подводную охоту.
— Любимые места для охоты есть?
— Конечно! Как у каждого рыбака. Нравится мне одно место в Херсонской области у села Тегинка. В море люблю окрестности Аю-Дага, мыс Айя, районы мысов Меганом, Тарханкут, Казантип. Места красивые.
— Много говорят о рыбацких байках. У вас они тоже есть?
— У нас говорят: рыба была завтра и будет вчера. Без удачи и везения ни рыбалки, ни охоты не бывает. Кто хочет испытать себя и получить заряд адреналина — приходите в наш клуб «Гипокампус». Я имею удостоверение инструктора по подводной охоте и охотно поделюсь своим опытом. Кто однажды полюбит охоту под водой, останется ей верен на всю жизнь.